
В ГБУ г. Москвы «Московский дом национальностей» состоялось мероприятие, посвящённое Дням формирования московского народного ополчения 1941 года, организованное АНО «Сообщество потомков московских ополченцев Великой Отечественной войны».
На мероприятии прошли показ и обсуждение двух документальных фильмов режиссёра Максима Кузнецова: «Чума. Хроники Третьего рейха» и «Писательская рота». Сам режиссёр присутствовал в зале и рассказал зрителям об истории создания фильмов и их показа разным аудиториям.
Фильм «Чума. Хроники Третьего рейха» был показан по просьбе зрителей повторно в рамках мероприятий, посвящённых Дням формирования московского народного ополчения. Сюжет фильма отражает весь путь нацизма в Германии — от его зарождения до разгрома в 1945 году. Особенность картины в том, что она целиком смонтирована из трофейной кинохроники Третьего рейха. Полтора десятка российских архивов предоставили для фильма свои материалы. В ленте в сжатой, ёмкой форме показан процесс становления фашизма в Германии, его распространение по Европе, нападение на СССР и последующий крах. Наследники Дмитрия Шостаковича и Георгия Свиридова разрешили использовать музыку великих композиторов. В фильме звучат три произведения: первая часть Седьмой симфонии Шостаковича, «Танец рыцарей» Прокофьева и «Промышленный марш» Свиридова. Соединённые с видеорядом, они образуют три части фильма: «Нашествие», «Борьба» и «Разгром». Таким образом, музыка становится важным компонентом содержания, формируя его структуру. Два десятилетия, спрессованные в 20 минут стремительной хроники, — как прививка против утраты иммунитета к фашизму, однажды отвергшему само право человека на жизнь.
Второй фильм, «Писательская рота», повествует об истории одноимённого подразделения и становится поводом для разговора о взаимоотношениях поэта и власти. Более 80 лет назад была расформирована 8-я стрелковая дивизия народного ополчения Москвы. Это произошло к началу зимы 1941 года, когда она уже фактически перестала существовать как боевое соединение, хотя была сформирована всего несколькими месяцами ранее — летом. Будучи одной из 16 ополченческих дивизий, она имела яркую особенность: в её состав входила «писательская рота» 22-го полка, состоявшая из членов Союза писателей СССР. Герой фильма — собирательный образ Поэта, чьи реплики составлены из цитат произведений и записок советских писателей.
В диалоге Поэта и Автора раскрывается отношение творческой интеллигенции к советской действительности — от восторга переменами в стране до неприятия партийного диктата в руководстве искусством. Надеждам на то, что после войны, после выстраданной Победы, жизнь изменится, не суждено было сбыться. Свободная мысль — угроза власти. Начало 1960-х, конец «оттепели». Один окрик — и всё вернулось на круги своя.
В завершение мероприятия потомок московского ополченца Лариса Александровна Васина поблагодарила Максима Кузнецова за предоставленные копии фильмов и активное участие в мероприятии.