Московский дом национальностей | АНО «Сообщество потомков московских ополченцев Великой Отечественной войны». Мероприятие, посвященное дням формирования московского народного ополчения 1941 года
АНО «Сообщество потомков московских ополченцев Великой Отечественной войны». Мероприятие, посвященное дням формирования московского народного ополчения 1941 года
 24 июля 2025  Московский дом национальностей АНО «Сообщество потомков московских ополченцев Великой Отечественной войны». Мероприятие, посвященное дням формирования московского народного ополчения 1941 года

В ГБУ г. Москвы «Московский дом национальностей» состоялось мероприятие, посвящённое Дням формирования московского народного ополчения 1941 года, организованное АНО «Сообщество потомков московских ополченцев Великой Отечественной войны».

На мероприятии прошли показ и обсуждение двух документальных фильмов режиссёра Максима Кузнецова: «Чума. Хроники Третьего рейха» и «Писательская рота». Сам режиссёр присутствовал в зале и рассказал зрителям об истории создания фильмов и их показа разным аудиториям.

Фильм «Чума. Хроники Третьего рейха» был показан по просьбе зрителей повторно в рамках мероприятий, посвящённых Дням формирования московского народного ополчения. Сюжет фильма отражает весь путь нацизма в Германии — от его зарождения до разгрома в 1945 году. Особенность картины в том, что она целиком смонтирована из трофейной кинохроники Третьего рейха. Полтора десятка российских архивов предоставили для фильма свои материалы. В ленте в сжатой, ёмкой форме показан процесс становления фашизма в Германии, его распространение по Европе, нападение на СССР и последующий крах. Наследники Дмитрия Шостаковича и Георгия Свиридова разрешили использовать музыку великих композиторов. В фильме звучат три произведения: первая часть Седьмой симфонии Шостаковича, «Танец рыцарей» Прокофьева и «Промышленный марш» Свиридова. Соединённые с видеорядом, они образуют три части фильма: «Нашествие», «Борьба» и «Разгром». Таким образом, музыка становится важным компонентом содержания, формируя его структуру. Два десятилетия, спрессованные в 20 минут стремительной хроники, — как прививка против утраты иммунитета к фашизму, однажды отвергшему само право человека на жизнь.

Второй фильм, «Писательская рота», повествует об истории одноимённого подразделения и становится поводом для разговора о взаимоотношениях поэта и власти. Более 80 лет назад была расформирована 8-я стрелковая дивизия народного ополчения Москвы. Это произошло к началу зимы 1941 года, когда она уже фактически перестала существовать как боевое соединение, хотя была сформирована всего несколькими месяцами ранее — летом. Будучи одной из 16 ополченческих дивизий, она имела яркую особенность: в её состав входила «писательская рота» 22-го полка, состоявшая из членов Союза писателей СССР. Герой фильма — собирательный образ Поэта, чьи реплики составлены из цитат произведений и записок советских писателей.

В диалоге Поэта и Автора раскрывается отношение творческой интеллигенции к советской действительности — от восторга переменами в стране до неприятия партийного диктата в руководстве искусством. Надеждам на то, что после войны, после выстраданной Победы, жизнь изменится, не суждено было сбыться. Свободная мысль — угроза власти. Начало 1960-х, конец «оттепели». Один окрик — и всё вернулось на круги своя.

В завершение мероприятия потомок московского ополченца Лариса Александровна Васина поблагодарила Максима Кузнецова за предоставленные копии фильмов и активное участие в мероприятии.