2 апреля 2023 г. была проведена автобусная экскурсия для москвичей и гостей столицы по маршруту, разработанному Московским домом национальностей «Москва – столица многонациональной России» экскурсия 1, в рамках проекта «Прогулки по многонациональной Москве». Ее провел гид – экскурсовод Д. В. Карелин.
В наше время Москву часто называют портом пяти морей, так как в 1930-е гг. после постройки канала Москва — Волга, через него стало возможно путешествовать практически по всей нашей стране и не только. Но при этом мы часто забываем, что наша столица — еще и крупный железнодорожный узел, куда приезжает и откуда уезжает не один миллион человек.
Практически все московские вокзалы были построены в конце XIX-начале XX века, что делает их не только транспортными терминалами, но и настоящими памятниками своего времени, в том числе и архитектурными.
Важно отметить, что в суровые годы Великой Отечественной войны Москва была важнейшим транспортным узлом, обеспечивавшим нужды фронта.
Экскурсия взяла свое начало у памятника П. Мельникову на Комсомольской площади, в обиходе известной как «Площадь трех вокзалов».
В ходе экскурсии участники проехали по Москве, полюбовались самыми красивыми вокзалами, познакомились с богатейшей историей, как отечественной, так и международной, ведь вся эта архитектурная красота имеет в том числе и европейской корни. Познакомились с самым старым вокзалом Москвы – Ленинградским, в разные годы он назывался Петербургским, Николаевским и Октябрьским. В 1851 году из Петербурга в Москву выехал «царский поезд»: путешествие Николая I и его семьи заняло долгие 19 часов. Сюда на коронацию из Петербурга приезжали члены императорской семьи. В 1923 году вокзал переименовали в Октябрьский, а в 1931-м сюда прибыл первый фирменный советский поезд «Красная стрела». В 1924 году он стал называться Ленинградским. Вокзал был построен архитектором Константином Тоном.
Следующим объектом стал Казанский вокзал, возведенный в 1860-е годы и изначально называвший Рязанским. В 1913 году на его месте по проекту Алексея Щусева построили стилизованный русский терем, украшенный башенкой. Первые пассажиры неоднократно жаловались: в город-то приехали, а выходить некуда. На этом вокзале не было платформ. Мужчины вынуждены были спрыгивать из вагонов и нести своих спутниц на руках.
Участники экскурсии также узнали, что великая Транссибирская железнодорожная магистраль – самая длинная железная дорога в мире, которая заканчивается во Владивостоке берет свое начало с Ярославского вокзала. Первое здание было построено в 1862 году. Через полвека его перестроили по проекту Федора Шехтеля, который придумал большой дворец в русском стиле с элементами северного модерна – с башнями, керамическими панно и гербами городов. Отсюда в 1890 году на далекий Сахалин отправился А. П. Чехов.
В ходе экскурсии произошло знакомство с Виндавским, а с 1946- го Рижским вокзалом, архитектором которого был Станислав Бржозовский. Участники узнали о создании Белорусского вокзала, который изначально носил название Смоленского. Отсюда в 1941 году уходили войска на фронт, здесь впервые прозвучала «Священная война». Сюда же возвращались из Берлина воины – победители в 1945 году.
Также участники автобусной экскурсии узнали много интересного о других железнодорожных вокзалах Москвы, таких как: Киевский, Павелецкий, Савеловский.