5 мая 2024 г. была проведена автобусная экскурсия для москвичей и гостей столицы по маршруту, разработанному Московским домом национальностей — «Москва – столица многонациональной России» экскурсия 1 в рамках проекта «Прогулки по многонациональной Москве». Ее провел гид–экскурсовод Карелин Денис Владимирович.
В наше время Москву часто называют портом пяти морей, так как в 1930-е гг., после постройки канала Москва — Волга, через него стало возможно путешествовать практически по всей нашей стране и не только. Но при этом мы часто забываем, что наша столица еще и крупный железнодорожный узел, куда приезжает и откуда уезжает не один миллион человек. Практически все московские вокзалы были построены в конце XIX — начале XX века, что делает их не только транспортными терминалами, но и настоящими памятниками своего времени, в том числе и архитектурными. Важно отметить, что в суровые годы Великой Отечественной войны Москва была важнейшим транспортным узлом, обеспечивавшим нужды фронта.
Экскурсия взяла свое начало у памятника П. Мельникову на Комсомольской площади, в обиходе известной как «Площадь трех вокзалов». В ходе нашей экскурсии мы проехали по Москве, полюбовались самыми красивыми вокзалами. Нас познакомили с богатейшей историей, как отечественной, так и международной, ведь вся эта архитектурная красота имеет в том числе и европейские корни.
Нас познакомили с самым старым вокзалом Москвы – Ленинградским, в разные годы он назывался Петербургским, Николаевским и Октябрьским. В 1851 году из Петербурга в Москву выехал «царский поезд»: путешествие Николая I и его семьи заняло долгие 19 часов. Сюда на коронацию из Петербурга приезжали члены императорской семьи. В 1923 году вокзал переименовали в Октябрьский, а в 1931-м сюда прибыл первый фирменный советский поезд «Красная стрела». В 1924 году он стал называться Ленинградским. Вокзал был построен архитектором Константином Тоном.
Следующим объектом повествования стал Казанский вокзал, возведенный в 1860-е годы, изначально назывался Рязанским. В 1913 году на его месте по проекту Алексея Щусева построили стилизованный русский терем, украшенный башенкой. Первые пассажиры неоднократно жаловались: в город-то приехали, а выходить некуда. На этом вокзале не было платформ. Мужчины вынуждены были спрыгивать из вагонов и нести своих спутниц на руках.
Мы узнали, что великая Транссибирская железнодорожная магистраль – самая длинная железная дорога в мире, которая заканчивается во Владивостоке и берет свое начало с Ярославского вокзала. Первое здание вокзала было построено в 1862 году. Через полвека его перестроили по проекту Федора Шехтеля, который придумал большой дворец в русском стиле с элементами северного модерна – с башнями, керамическими панно и гербами городов. Отсюда в 1890 году на далекий Сахалин отправился А.П. Чехов.
Нас познакомили с Виндавским, а с 1946-го Рижским вокзалом, архитектором которого был Станислав Бржозовский. Также мы узнали о создании Белорусского вокзала, который изначально носил название Смоленского. Отсюда в 1941 году уходили войска на фронт, здесь впервые прозвучала «Священная война». Сюда же возвращались из Берлина воины–победители в 1945 году.
О таких железнодорожных воротах Москвы, как: Киевский, Павелецкий, Савеловский вокзалы, мы узнали много интересного и познавательного в ходе этой автобусной экскурсии.