Московский дом национальностей | Автобусная экскурсия 2 «Москва – столица многонациональной России» в рамках проекта «Прогулки по многонациональной Москве»
Автобусная экскурсия 2 «Москва – столица многонациональной России» в рамках проекта «Прогулки по многонациональной Москве»
 20 апреля 2025  м. Сокольники Автобусная экскурсия 2 «Москва – столица многонациональной России» в рамках проекта «Прогулки по многонациональной Москве»

20 апреля 2025 г. для москвичей и гостей столицы была проведена автобусная экскурсия «Москва – столица многонациональной России» в рамках проекта «Прогулки по многонациональной Москве», разработанного Московским домом национальностей. Её провёл гид-экскурсовод Ремизова Н.Ю.

Группа встретилась у наземного павильона станции метро «Сокольники», у выхода № 1. Именно на этой станции 15 мая 1935 года был продан билет № 1, именно отсюда отправился первый в истории московского метро поезд с пассажирами. Конкурс на проект этой станции выиграли молодые архитекторы Надежда Быкова и Иван Таранов. Спустя несколько месяцев они поженились и создали ещё несколько станций.

Далее путь лежал к ВДНХ. Здесь, у Северного входа, установлена скульптура «Рабочий и колхозница», созданная для павильона СССР на Международной выставке в Париже в 1937 году. Внимание группы было обращено на герб СССР – символ советского государства. Последовал рассказ о жизни Ивана Ивановича Дубасова: он участвовал в разработке государственного герба СССР, разрабатывал эскизы и оригиналы многих советских денежных знаков, государственных наград и почтовых марок.

Следующая остановка автобуса – у станции метро «Бутырская», у завода плавленых сыров «Карат». Рядом со скульптурной композицией «Ворона и Лисица» вспоминали Марию Фоминичну Кулешову, возглавлявшую производственную лабораторию при Московском заводе плавленых сыров. При её руководстве удалось разработать уникальную пропорцию составных частей сырка «Дружба».

Далее автобус проследовал к Центральному музею Вооружённых сил. Здесь, у танка Т-34, говорили о его создателях – инженерах-конструкторах М. И. Кошкине, А. А. Морозове, Н. А. Кучеренко. «За разработку конструкции нового типа среднего танка (“Т-34”)» они были удостоены Сталинской премии первой степени.

В Большом Харитоньевском переулке группа осмотрела палаты Юсуповых. Здесь, бывая в Москве, проживала княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон. В одной из комнат этого дома висел её портрет в русском костюме. В 1903 году княгиня Юсупова в костюме боярыни принимала участие в костюмированном балу в Зимнем дворце, куда все приглашённые должны были явиться в костюмах эпохи царя Алексея Михайловича. Портрет Юсуповой-Сумароковой-Эльстон и её фотография в костюме с бала стали, по мнению ряда искусствоведов, основой для изображения дамы пик колоды игральных карт серии «Русский стиль».

Закончилась экскурсия в центре города осмотром панорамы Кремля. Кремль и Красная площадь внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и признаны «шедевром человеческого гения». Речь шла о неотъемлемой части Кремля – о звёздах на его башнях – и об их создателях: о Фёдоре Фёдоровиче Федоровском, выполнившем рисунки и модели звёзд; о Никаноре Илларионовиче Курочкине, разработавшем специальную технологию варки стекла для звёзд.