16 сентября 2023 г. была проведена автобусная экскурсия для москвичей и гостей столицы по маршруту, разработанному Московским домом национальностей – «Архитектурные и скульптурные шедевры многоэтничной Москвы» экскурсия 3, в рамках проекта «Прогулки по многонациональной Москве».
В конце 17 века Россия оказалась на пороге великих петровских реформ. Искусство тоже готово было меняться. В архитектуру пришел новый, нарышкинский стиль. Время юности царя Петра было и временем возвышения его родственников по материнской линии – Нарышкиных. Три брата Иван, Мартемьян и Лев Нарышкины влияли и на государственные дела, и на двор, а их вкусы влияли и на облик Москвы. Спонсором новой архитектуры стал Лев Нарышкин, дядя Петра Великого. Его влияние при дворе и богатство позволило возвести роскошные постройки и запустить в России моду на новый архитектурный стиль.
Нарышкин следил за европейскими веяниями, которые проникали в Россию, все идеи, приходящие с запада, быстро пропитывались русскими традициями. Так случилось с архитектурной модой.
Нарышкинский стиль — это измененное на русский манер европейское барокко с элементами традиционного русского узорочья. Лектор рассказал об основных чертах этого направления: присутствие растительного орнамента во внутреннем декоре, ярусность сооружений. Самой узнаваемой характеристикой нарышкинского барокко является двухцветность: красный и белый камень для декора.
Шедевром русского нарышкинского барокко считается Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметьевом дворе, построенная в усадьбе самого Нарышкина (1680 – 1690-е годы). Позже усадьба перешла к графу Шереметьеву, закрепив за ним название храма.
Далее наш маршрут проследовал в древнюю Кадашевскую слободу – самую богатую и влиятельную в допетровской Москве. Там располагается красивейший храм Воскресения Христова в Кадашах с монументальной колокольней, которую современники называли «замоскворецкой свечой».
Во время экскурсии слушатели посмотрели церковь Троицы, расположенной в усадьбе Нарышкиных в Троице–Лыкове (1698 – 1702гг). Ее построил Яков Бухвостов. В архитектуре церкви можно отыскать все элементы, присущие нарышкинскому барокко: главный объем храма заключен в увеличенном четверике, с возведенными на нем двумя восьмериками, богатый декор со сложными карнизами и наличниками. Отсутствует только двухцветность – храм полностью белый.
Нарышкинское барокко – уникальное явление в русском зодчестве, не похожее ни на одно из мировых архитектурных стилей. Этот самобытный стиль вобрал в себя все лучшее, что было в отечественной и западной архитектуре. К сожалению, после 1710–х годов подобные храмы больше не строились.