В ГБОУ «Школа № 1321» прошёл семинар по культуре кочевых народов: кочевники Ирана (алацик) и кочевники-оленеводы Саян (цаатаны) в рамках проекта «Палитра культур», организованный отделом по работе с молодёжью Московского дома национальностей.
Эксперт семинара по культуре кочевых народов пригласила гостей на первый семинар про Кочевников Ирана (алацик). Кочевники живут в юртах, жилище называется алацик. К кочевникам Ирана относятся более 20 разных народов, а на семинаре речь шла о шахсевенах, бахтиярах (переводится «кузнец удачи») и кашкаев. Они, как и многие другие кочевые народы, пасут овец, доят коров, причём дойкой занимаются мужчины, из молока изготавливают сыры. Женщины шьют ковры, на них присутствуют красивые орнаменты: гранат – символ счастья; звезда – символ уюта и дома, также присутствуют орнаменты птиц, деревьев — всё это ручная работа.
Гостей семинара нарядили в традиционные костюмы кочевников Ирана. Например, мужской шанхсевенский костюм называется шаовар, белая рубашка – перахан, жилетка – циликер, головной убор – яглох (в переводе «вершина»). Женщины примерили национальный костюм, один из нарядов народа кашкаи.
На семинаре загадали иранские загадки, а также ближе познакомились с иранской культурой. Гости изучали поэзию Омар Хайяма, они читали строчки из его стихотворений. Омар Хайям — персидский философ, он сделал большой вклад в иранскую культуру.
Государство Иран до исламской революции было светской страной: одевались по-современному свободно, слушали джаз. После революции уже были приняты строгие меры. Разных религий придерживались кочевники Ирана, одна из них – зороастризм.
На семинаре эксперт познакомила гостей с национальными инструментами кочевников Ирана, присутствующие сыграли на национальных музыкальных инструментах и станцевали под них.
Следующий семинар эксперт музея кочевых культур провела на тему кочевников-оленеводов Саян (цаатаны). Тувинцы, тубалары, тоджинцы, сойоты относятся к кочевникам цаатан. Проживают народы в Монголии и Тыве. Цаатанов зовут ещё «разделённые границей». До 1940 года Республика Тыва была независимой, но в годы Великой Отечественной Войны Тува сделала большой вклад в помощь советской армии: помогала одеждой, едой, лошадями, отдала свой золотой запас. Также есть версия, что Иосиф Сталин собрал всех шаманов, что били в бубны во время войны, обращались к духам за помощью в Победе ВОВ.
Кочевники-оленеводы Саян также, как и многие изготавливают молоко, но только из оленя, делают олений сыр, сушат мясо. Мягкие рога оленя называются – панты.
Традиционная игра оленеводов Саян – игра «Асык», состоит из кости (овцы, бараны или мелкий скот). В игре могут выпасть разные позиции, которые похожи на животных: конь, овечка, коза, верблюд.
Шаманизм очень развит среди кочевников цаатан. Шаману приходят видения. Бубны шаманы не изготавливают, их делают помощники. Считается, что сколько граней у шаманского бубна, в стольких мирах может побывать шаман, а также сколько обрядов провёл шаман, столько верёвочек добавляется в головной убор шамана. Если шаман с кем-то общается, кто к нему обращается с какой-либо просьбой, то он ему кидает колотушку и рассказывает то, что должен знать обращающийся – проводит обряд камлания. «Кам» – по-тюркски переводится, как шаман.
Считается, что у кочевников из числа коренных народов миры делятся на нижний, средний и верхний. У кочевников-оленеводов Саян три закона:
1. Всему своё время.
2. У всего есть свой смысл.
3. Мера, время и смысл (в общем понятии).
Для гостей семинара подготовили интерактив, в темноте с зажжённой свечкой рассказали две сказки про кочевников.
В завершение семинара выступил Аныев-Очурдяпов Урсул, исполнитель алтайских песен. Урсул исполнил традиционную обрядовую песню «Когда восходит вечерняя звезда». На Алтае её исполняют часто, обязательно на праздниках. Затем Урсул спел народный гимн Республики Алтай и песню «Мен Алтай» (я — алтаец), а также исполнил национальный танец, изображающий езду на лошади. Лошадь считается символом Алтая. Очаг по центру присутствует у народов Алтая в жилище, к нему обращаются, когда приветствуют духов.