В Московском доме национальностей (и на платформе Zoom) прошел круглый стол «Влияние современных миграционных процессов на систему школьного образования» в рамках проекта «Этнокультурный компонент в современном российском образовании и социуме». В работе приняли участие представители высших учебных и научных заведений, национальных общественных организаций, эксперты в области этнокультурного развития, педагогический состав и студенты вузов г. Москвы и приглашенные гости.
Со вступительным словом выступили Мартынова Марина Юрьевна, главный научный сотрудник, руководитель Центра европейских исследований Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (далее – ИЭА РАН), доктор исторических наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор и Омельченко Елена Александровна, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования Московского педагогического государственного университета, руководитель АНО Центра содействия межнационального образования «Этносфера», председатель Комиссии по образованию и науке Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, доктор исторических наук. Марина Юрьевна поприветствовала присутствующих, а также рассказала о целях и задачах мероприятия, посвященного проблематике этнокультурного образования.
Огласив повестку и регламент Круглого стола, модератор мероприятия – Марина Юрьевна передала слово Омельченко Елене Александровне, которая выступила с докладом на тему «Ученики с миграционной историей в российских школах». Елена Александровна рассказала об актуальных изменениях в законодательстве, базовых принципах и компонентах российской системы образования, а также о межрегиональных исследованиях, проведенных в 2020-2023 гг. в 20 субъектах Российской Федерации, в которых была проанализирована текущая ситуация, сложившаяся в ряде российских образовательных организаций в связи с включением в контингент обучающихся значительного числа детей из семей международных мигрантов, пребывающих на территории России.
Александров Даниил Александрович, заслуженный профессор НИУ ВШЭ, заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, канд. биол. наук. выступил с сообщением на тему: «Обучение и интеграция детей-мигрантов в школах».
С докладом «Организация деятельности Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан» выступила Сизова Татьяна Ивановна, руководитель Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».
Шипилова Евгения Юрьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ г. Москвы №956, представила доклад «Практика преподавания курса «Русский язык как второй родной. Особенности работы с детьми-мигрантами». Евгения Юрьевна рассказала об основных вопросах, с которыми пришлось столкнуться при реализации вышеуказанного проекта, а также поделилась личным опытом взаимодействия с детьми-мигрантами в школах.
Завершая мероприятие, Марина Юрьевна поблагодарила участников за продуктивную работу и активное обсуждение докладов.