11 января 2024 г. для москвичей и гостей столицы была проведена лекция «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности», которая была разработана Московским домом национальностей.
На первой лекции по истории русской архитектуры слушатели узнали о том, как развивалась русская архитектура, чем характеризовалось русское зодчество в каждый из определенных периодов с X по XVI века.
Участники лекции познакомились с особенностями зодчества Древней Руси на примере киевских храмов: Десятинной церкви и Софийского собора, а также на примерах зодчества Чернигова, Полоцка и Смоленска.
Лектор рассказала о том, что независимо от византийского влияния, русская архитектура очень рано выработала собственные черты, такие как: множество куполов, пирамидальная композиция, восприняв от Византии тип крестово-купольного храма и конструкцию цилиндрического и парусного сводов.
Нас познакомили с Полоцкой школой зодчества, которая стала источником двух русских элементов архитектуры: трехлопастной кривой и кокошников.
Трехлопастная кривая появляется в храме Спаса на Берестове в Киеве (скорее всего, собор возводили полоцкие мастера), затем в храме Параскевы Пятницы в Чернигове и церкви Архангела Михаила в Смоленске.
Узнаваемый элемент русского храмового зодчества – кокошник – впервые появился в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Ефросиниевского монастыря Полоцка в 1161 году.
Далее этот элемент будет развиваться на протяжении столетий и станет самым ярким признаком допетровской архитектуры.
Период активного развития Владимирского княжества и зодчества характеризовался белокаменным строительством и влиянием романской архитектуры.
Признаками романской архитектуры стали: скульптурные изображения на фасадах, перспективный портал, развитие ордерной системы.
Затем традиция каменного зодчества была прервана татаро-монгольским нашествием, и первый каменный храм – московский Успенский собор 1326 г – будет повторять формы последнего домонгольского храма Владимирской земли – Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Нас познакомили с чертами раннего московского зодчества, рассказали о том, как они отразились позже в архитектуре XV и XVI столетия.
Лектор рассказала о влиянии итальянского Ренессанса на архитектуру соборов Московского Кремля: Успенского и Архангельского, сравнив их с постройками в Италии, и продемонстрировав преемственность некоторых композиционных черт и приемов.