Московский дом национальностей | Лекция 1 «Развитие русского искусства» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
Лекция 1 «Развитие русского искусства» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
 27 февраля 2024  Московский дом национальностей Лекция 1 «Развитие русского искусства» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»

27 февраля 2024 г. для москвичей и гостей столицы была проведена лекция «Развитие русского искусства». Лекция №1 , в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности», разработанная Московским домом национальностей. 

Из выступления лектора мы узнали, как возникли Московское училище живописи, ваяния и зодчества и петербургская Академия художеств, каковы были принципы обучения в Императорской Академии художеств: приоритет античности, приоритет рисунка над цветом, работа в мастерской с натурщиками.

Наряду с официальным, строгим и церемониальным Петербургом существовала купеческая Москва, отличавшаяся большей свободой, где и было основано Училище живописи, ваяния и зодчества. Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) на протяжении всей истории своего существования (1843–1918) являлось показательным примером учебного заведения, в основе которого были самые актуальные принципы общественного сознания. Прогрессивность Училища заключалась в особом подходе в работе с учащимися, в новаторских методах педагогической системы. С одной стороны, оно переняло от Академии художеств лучшие традиции классического европейского художественного образования, с другой — не отрицало и национальных особенностей отечественного искусства, было восприимчиво к новейшим течениям в живописи. Обладая огромным созидательным потенциалом, Училище требовало от своих воспитанников высочайшего профессионального мастерства и в то же время открыто предоставляло им возможность для творческого самовыражения, свободного проявления индивидуальных талантов. В дальнейшем МУЖВЗ становится центром формирования уникального явления в русском искусстве сер. XIX — нач. XX вв. — московской школы живописи. В части педагогической работы Училище отличалось от петербургской Академии художеств большим демократизмом, восприимчивостью к новым веяниям; при сохранении национальных традиций одновременно поддерживались творческие инициативы учащихся, самостоятельные искания и поиск своего собственного художественного языка. В разное время преподавателями и учениками Училища были художники, составившие славу русского искусства: В.Е. Маковский, В.Г. Перов, Е.С. Сорокин, Н.В. Неврев, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, К.А. Савицкий, Н.А. Касаткин, А.М. Корин, Л.О. Пастернак, С.Д. Милорадович, А.Е. Архипов, С.М. Волнухин, В.А. Серов, И.И. Левитан, А.С. Степанов, В.Н. Бакшеев, С.В. Иванов, А.М. Васнецов, К.А. и С.А. Коровины, П.П. Трубецкой, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин, М.С. Сарьян, П.В. Кузнецов, Д.И. Митрохин, А.Я. Головин, Д.Д. Бурлюк и многие другие.