Московский дом национальностей | Лекция 2 «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
Лекция 2 «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
 18 января 2024  Московский дом национальностей Лекция 2 «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»

18 января 2024 г. для москвичей и гостей столицы была проведена лекция «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества». Лекция №2,  в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности», разработанная Московским домом национальностей. 

Во второй лекции курса «История русской архитектуры» слушатели познакомилась с историей формирования двух стилей архитектуры, развившихся после Смутного времени: русского узорочья и нарышкинского стиля.

Лектор рассказала, что на формирование стиля русского узорочья оказали влияние и тенденции архитектуры начала XVII века, и маньеристические мотивы североевропейской архитектуры, и собственные традиции русского зодчества.

Наглядно было показано на планах и при помощи иллюстраций, что храмы этого периода имеют в плане четверик, который возрастает до башнеобразного объема, увенчанного пятиглавием. Также было показано, что щедрый, дробный и сложный декор фасадов стал определяющим стилевым признаком всей русской архитектуры до конца XVII века: резные колонны и наличники, профилированные порталы, кокошники, карнизы и ширинки покрывали фасад плотным ковровым узором.

Дальнейшее развитие русской архитектуры протекало в русле упорядочения декора, развития динамики зданий иными принципами.

Во второй части лекции слушатели узнали о путях формирования русской архитектуры в последней трети XVII столетия. Так, было наглядно показано, что в это время сложились два течения: придворное и посадское. Примерами придворного направления стали церковь иконы Знамения на Шереметьевом дворе, Богоявленский собор в Китай-городе, храм Покрова в Филях. Примерами посадского направления были храм св. Николая Большой Крест, церковь Успения на Покровке, храм Воскресения в Кадашах.

В заключительной части лектор рассказала об особенностях плана и композиции церкви Троицы в Троице-Лыково и пояснила, почему эта церковь может считаться наиболее приближенной к барокко. А также рассказала о формировании ансамбля Новодевичьего монастыря, который является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО именно как цельный ансамбль архитектуры нарышкинского стиля.

Слушатели узнали о формировании стилевой гражданской архитектуры: Теремной дворец в Кремле, Белые и Красные палаты у Пречистенских ворот, палаты Волковых-Юсуповых и т.д.