Московский дом национальностей | Лекция 3 «История железнодорожного транспорта и вокзалов Москвы» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
Лекция 3 «История железнодорожного транспорта и вокзалов Москвы» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
 29 января 2024  Московский дом национальностей Лекция 3 «История железнодорожного транспорта и вокзалов Москвы» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»

29 января 2024 г. для москвичей и гостей столицы была проведена лекция «История железнодорожного транспорта и вокзалов Москвы. Лекция №3», в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности», разработанная Московским домом национальностей. 

Лекция была посвящена вокзалам, строительство которых было приурочено к столетнему юбилею победы в Отечественной войне 1812 года.

В первой части лекции было рассказано о мероприятиях, которые прошли в юбилейный 1912 год в Москве и других городах, и среди которых строительство вокзалов стало знаменательным событием.

Слушатели узнали, что Киевский вокзал изначально именовался Брестским, и что строили его Иван Рерберг и Вячеслав Олтаржевский, учитель и ученик соответственно.

Было рассказано о триумфальной архитектуре Киевского вокзала и о строительстве Бородинского моста, также лектор продемонстрировал фотоматериалы, на которых видны детали архитектурного убранства вокзала.

Отдельно было сказано о дебаркадере Киевского вокзала, металлические клепаные конструкции которого возводились по проекту инженера В.Г. Шухова.

Также лектор уточнил, что в ходе последней реконструкции вокзала исторические конструкции дебаркадера были заменены современными сварными, а клепаные конструкции сохранились частично, но доступны к самостоятельному осмотру.

На лекции было уделено внимание тому обстоятельству, что фактически вокзал стал принимать пассажиров уже в 1918 году. Соответственно интерьеры вокзала сразу были лишены классовости. Вместо этого в помещениях, планируемых для II и III классов,  появились багажные и иные помещения.

Во второй части лекции было рассказано о Белорусском вокзале, который также неоднократно менял свое название: Смоленский, Брестский, Александровский, Белорусско-Балтийский и, наконец, с 1963 года Белорусский.

Лектор рассказал о том, что именно на пути Белорусского вокзала к временному деревянному павильону прибыл поезд императора Николая II за несколько дней до коронации в Успенском соборе Московского Кремля.

Однако, это решение – организовать встречу императорской семьи на широком поле – не помогло в дальнейшем избежать давки и гибели людей на Ходынском поле.

Особо было указано на то, что само здание вокзала было возведено архитектором Струковым только к 1904 году.

Обращаясь к архитектурным особенностям вокзала, лектор отметил, что это единственный вокзал, чей фасад дугой огибает площадь Тверской Заставы, в то время как остальные вокзалы имеют прямой фасад или два прямых фасада, стоящих под углом.

В заключение было сказано, что именно с Белорусского вокзала отправлялись эшелоны на фронты Великой Отечественной войны, здесь же встречали победителей в мае 1945 года. Лектор продемонстрировал фотографии памятника «Прощание славянки» и кадры из кинофильма «Белорусский вокзал».

Так, лекция, посвященная двум вокзалам столицы – Киевскому и Белорусскому, познакомила слушателей не только с архитектурой вокзалов, но и с историей побед в 1812 и в 1945 годах.