Московский дом национальностей | Лекция 4 «История железнодорожного транспорта и вокзалов Москвы» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
Лекция 4 «История железнодорожного транспорта и вокзалов Москвы» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
 05 февраля 2024  Московский дом национальностей Лекция 4 «История железнодорожного транспорта и вокзалов Москвы» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»

5 февраля 2024 г. для москвичей и гостей столицы была проведена лекция «История железнодорожного транспорта и вокзалов Москвы». Лекция №4,  в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности», разработанная Московским домом национальностей. 

Лекция из цикла «История железных дорог» была посвящена сразу трем московским вокзалам: Рижскому, Савеловскому и Павелецкому.

В первой части лекции  было рассказано о Павелецком и Савеловском вокзалах, вторая часть была посвящена истории Рижского вокзала.

В истории о Павелецком вокзале лектор рассказал о Саратовской железной дороге, о том, как увеличивалась ее протяженность и какую роль в этом сыграл барон фон Дервиз, занимавшийся делом устройства работ на этом железнодорожном пути.

Также было отдельно упомянуто, что в январе 1924 года именно на Павелецкий вокзал прибыл траурный поезд с телом В.И. Ленина. В настоящее время поезд является экспонатом музея, расположенного в здании вокзала.

В части, посвященной Савеловскому вокзалу, было подробно рассказано о семье московских купцов французского происхождения Катуарах.

Станция Катуар Савеловского направления была выстроена на их средства.

О Рижском вокзале и Виндаво-Рыбинской железной дороге мы узнали во второй часть лекции.

Здания Рижского вокзала в столице и Витебского  в Санкт-Петербурге этой же дороги были построены  по проекту петербургского академика архитекторы С.А. Бржозовского. Первый из их – в русском стиле, второй в стиле модерн.

Лекция дала возможность понять историю трансформации когда-то важных и значимых путей и вокзалов. Некоторые из них стали пригородными, какие-то в современной Москве — только лишь памятники архитектуры.

Но и у этих, почти забытых москвичами вокзалов, есть будущее. Обустраиваются площади, планируются скоростные железнодорожные магистрали, и старые вокзалы, почти музеи, готовятся снова принять пассажиров.