5 февраля 2024 г. для москвичей и гостей столицы была проведена лекция «История железнодорожного транспорта и вокзалов Москвы». Лекция №4, в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности», разработанная Московским домом национальностей.
Лекция из цикла «История железных дорог» была посвящена сразу трем московским вокзалам: Рижскому, Савеловскому и Павелецкому.
В первой части лекции было рассказано о Павелецком и Савеловском вокзалах, вторая часть была посвящена истории Рижского вокзала.
В истории о Павелецком вокзале лектор рассказал о Саратовской железной дороге, о том, как увеличивалась ее протяженность и какую роль в этом сыграл барон фон Дервиз, занимавшийся делом устройства работ на этом железнодорожном пути.
Также было отдельно упомянуто, что в январе 1924 года именно на Павелецкий вокзал прибыл траурный поезд с телом В.И. Ленина. В настоящее время поезд является экспонатом музея, расположенного в здании вокзала.
В части, посвященной Савеловскому вокзалу, было подробно рассказано о семье московских купцов французского происхождения Катуарах.
Станция Катуар Савеловского направления была выстроена на их средства.
О Рижском вокзале и Виндаво-Рыбинской железной дороге мы узнали во второй часть лекции.
Здания Рижского вокзала в столице и Витебского в Санкт-Петербурге этой же дороги были построены по проекту петербургского академика архитекторы С.А. Бржозовского. Первый из их – в русском стиле, второй в стиле модерн.
Лекция дала возможность понять историю трансформации когда-то важных и значимых путей и вокзалов. Некоторые из них стали пригородными, какие-то в современной Москве — только лишь памятники архитектуры.
Но и у этих, почти забытых москвичами вокзалов, есть будущее. Обустраиваются площади, планируются скоростные железнодорожные магистрали, и старые вокзалы, почти музеи, готовятся снова принять пассажиров.