Московский дом национальностей | Лекция 4 «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
Лекция 4 «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
 01 февраля 2024  Московский дом национальностей Лекция 4 «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»

1 февраля 2024 г. для москвичей и гостей столицы была проведена лекция «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества». Лекция №4 вошла в рамки проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности», и была разработана Московским домом национальностей. 

Четвертая лекция цикла «Истрия русской архитектуры» была посвящена эпохе Екатерины Великой и тем стилям, которые при ее правлении активно развивались: классицизму и романтизму.

Классицизм развился из учения и архитектуры Андреа Палладио, осмыслившего античную архитектуру как универсальную.

В России классицизм стал стилем Екатерины Великой, как инструмент упорядочивания городской жизни, и как стиль строгий, монументальный, державный.

В этом стиле строились общественные здания, дворцы, городские дома, загородные усадьбы и храмы.

На лекции слушатели познакомились со всеми перечисленными группами зданий эпохи классицизма на примерах Москвы, Петербурга и Твери.

Особое внимание было уделено влиянию стиля классицизм на пространство, окружающее главное здание. Так, в усадьбах все было подчинено главному дому. Он или задавал своими масштабами ширину регулярного парка, например, в Кусково или Остафьево, или ограничивал кольцом построек парадный двор, как в Середниково или Знаменском-Раёк.

Во второй части лекции лектор познакомила слушателей с типами храмов эпохи классицизма как ротонды, трехосные, двухколоколенные.

По каждому типу храмов были приведены примеры.

Так, храмы-ротонды были рассмотрены на примерах церкви Вознесения на Гороховом поле и церкви митрополита Филиппа.

Примерами трехосных храмов стали церковь в усадьбе Виноградово и церковь св. Косьмы и Дамиана на Маросейке. Последняя послужила прототипом для некоторых других храмов, например для церкви св. Николая в Карачарово Волоколамского района.

Лектор пояснила историю появления двухколоколенных храмов, остановившись на истории создания первого храма такого типа в России, – Троицкого собора Александро-Невской лавры.

Примерами таких храмов в Москве стали: церковь Успения Богородицы в Могильцах и церковь Сошествия Св. Духа на бывшем Лазаревском кладбище. Усадебные церкви близ Москвы строились похожим образом. Были показаны фотографии церкви Троицы в Троицком-Кайнарджи, Владимирской иконы в Баловнево и Владимирской иконы в Быково.

В заключение лекции слушатели узнали о формировании стиля романтизм, который был неофициальным стилем городов, но завоевал себе репутацию развлекательного или маскарадного стиля в архитектуре. Все здания этого стиля строились по классицистическим канонам, но внешнее убранство было лишено ордерной строгой стилистики, ее заменили «готические» детали.

Примерами такого стиля стали Петровский Путевой дворец и ансамбль Царицыно.