Московский дом национальностей | Лекция 5 «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
Лекция 5 «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
 08 февраля 2024  Московский дом национальностей Лекция 5 «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»

8 февраля 2024 г. для москвичей и гостей столицы была проведена лекция  «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества». Лекция № 5,  в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности», разработанная Московским домом национальностей. 

Пятая лекция цикла «История русской архитектуры» была посвящена рассмотрению вопроса перехода от ампира к историзму и самому явлению историзма, как художественного стиля. Основное внимание было уделено рассмотрению неовизантийского и русского направления стиля историзм.

Было указано, что ампир, как зрелая стадия стиля классицизм, утратил свою популярность после неудачи в строительстве Храма Христа Спасителя по проекту архитектора А.Л. Витберга на Воробьевых горах.

Тогда же началось формирование русско-византийского стиля в русле парадигмы «Православие, Самодержавие, Народность». Основным архитектором в этот период стал К.А. Тон, уже построивший церковь св. Екатерины в Екатерингофе по образцу древних московских храмов.

Важнейшим проектом К.А. Тона стал Храм Христа Спасителя, который строился 44 года и был освящен в 1883 году. Однако, несмотря на столь долгий срок строительства самого храма, его образ, известный по чертежам и альбомам эскизов, стал официальным прототипом многих храмов в России: Благовещенского храма в Мичуринске, Спасского собора в Пятигорске, Боголюбского собора одноименного монастыря во Владимирской области, Никольской церкви села Рогачево Дмитровского района Московской области.

Одновременно с этим был начат поиск иных, более исторически обоснованных источников для формирования национального стиля в архитектуре.

В царствование Александра II много внимания было уделено византийскому наследию, которое наши архитекторы изучали, в том числе и в археологических экспедициях.

Постепенно формируется неовизантийский стиль, главными архитекторами которого стали: Д. Гримм, В.А. Косяков, Р. Кузьмин и Н. Никонов.

В этом стиле строятся многие соборы в исторически значимых местах: Владимирский собор в Херсонесе, на предполагаемом месте крещения кн. Владимира, и Владимирский собор в Киеве, который более походил на Десятинную церковь Х века.

Тогда же, во время строительства Владимирского собора в Киеве, формируется и набор приемов для внутреннего оформления пространства храма.

Далее неовизантийский стиль будет активно воспроизводиться в Санкт-Петербурге, где будут построены Иоанновский монастырь, Греческая церковь, церковь иконы Божией Матери «Милующая»  и Никольский морской собор в Кронштадте.

В Москве также есть несколько примеров этого стиля: церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино, храм-часовня Михаила Архангела в Филях и церковь иконы Богородицы «Знамение» в Кунцево.

Более в Москве был развит русский стиль, идеологами которого выступили Н.В. Султанов и В.А. Косяков.

В Москве в русском стиле строится Государственный Исторический музей по проекту В.О. Шервуда, Верхние Торговые ряды по проекту А. Померанцева, Политехнический музей по проекту И. Монигетти.

Возводятся и жилые дома, например дом Лопатиной по проекту А.С. Каминского. По его же проекту в Москве сооружается арка Третьяковского проезда.

Во второй половине XIX века в Москве развивается деревянная архитектура, идеалом которой стали не Теремной дворец или церкви XVII века, а народная изба. Примерами такой архитектуры остаются и сегодня Погодинская изба по проекту архитектора Н. Никитина и дом А. Пороховщикова по проекту А. Гуна.

Таким образом, на лекции был показан путь развития национальной архитектуры в России. Слушатели узнали об основных принципах создания такого стиля и о тех архитекторах, которые были его идеологами и активно развивали национальную архитектуру, изучая художественное наследие прошлого.