8 февраля 2024 г. для москвичей и гостей столицы была проведена лекция «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества». Лекция № 5, разработанная Московским домом национальностей.
Пятая лекция цикла «История русской архитектуры» была посвящена рассмотрению вопроса перехода от ампира к историзму и самому явлению историзма, как художественного стиля. Основное внимание было уделено рассмотрению неовизантийского и русского направления стиля историзм.
Было указано, что ампир, как зрелая стадия стиля классицизм, утратил свою популярность после неудачи в строительстве Храма Христа Спасителя по проекту архитектора А.Л. Витберга на Воробьевых горах.
Тогда же началось формирование русско-византийского стиля в русле парадигмы «Православие, Самодержавие, Народность». Основным архитектором в этот период стал К.А. Тон, уже построивший церковь св. Екатерины в Екатерингофе по образцу древних московских храмов.
Важнейшим проектом К.А. Тона стал Храм Христа Спасителя, который строился 44 года и был освящен в 1883 году. Однако, несмотря на столь долгий срок строительства самого храма, его образ, известный по чертежам и альбомам эскизов, стал официальным прототипом многих храмов в России: Благовещенского храма в Мичуринске, Спасского собора в Пятигорске, Боголюбского собора одноименного монастыря во Владимирской области, Никольской церкви села Рогачево Дмитровского района Московской области.
Одновременно с этим был начат поиск иных, более исторически обоснованных источников для формирования национального стиля в архитектуре.
В царствование Александра II много внимания было уделено византийскому наследию, которое наши архитекторы изучали, в том числе и в археологических экспедициях.
Постепенно формируется неовизантийский стиль, главными архитекторами которого стали Д. Гримм, В.А. Косяков, Р. Кузьмин и Н. Никонов.
В этом стиле строятся многие соборы в исторически значимых местах: Владимирский собор в Херсонесе, на предполагаемом месте крещения кн. Владимира, и Владимирский собор в Киеве, который более походил на Десятинную церковь Х века.
Тогда же, во время строительства Владимирского собора в Киеве, формируется и набор приемов для внутреннего оформления пространства храма.
Далее неовизантийский стиль будет активно воспроизводиться в Санкт-Петербурге, где будут построены Иоанновский монастырь, Греческая церковь, церковь иконы Божией Матери «Милующая» и Никольский морской собор в Кронштадте.
В Москве также есть несколько примеров этого стиля: церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино, храм-часовня Михаила Архангела в Филях и церковь иконы Богородицы «Знамение» в Кунцево.
Более в Москве был развит русский стиль, идеологами которого выступили Н.В. Султанов и В.А. Косяков.
В Москве в русском стиле строится Государственный Исторический музей по проекту В.О. Шервуда, Верхние Торговые ряды по проекту А. Померанцева, Политехнический музей по проекту И. Монигетти.
Возводятся и жилые дома, например дом Лопатиной по проекту А.С. Каминского. По его же проекту в Москве сооружается арка Третьяковского проезда.
Во второй половине XIX века в Москве развивается деревянная архитектура, идеалом которой стали не Теремной дворец или церкви XVII века, а народная изба. Примерами такой архитектуры остаются и сегодня Погодинская изба по проекту архитектора Н. Никитина и дом А. Пороховщикова по проекту А. Гуна.
Таким образом, на лекции был показан путь развития национальной архитектуры в России. Слушатели узнали об основных принципах создания такого стиля и о тех архитекторах, которые были его идеологами и активно развивали национальную архитектуру, изучая художественное наследие прошлого.