12 марта 2024 г. для москвичей и гостей столицы была проведена лекция «Развитие русского искусства». Лекция №5 , в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности», разработанная Московским домом национальностей.
Лекция № 5 была посвящена новым явлениям в живописи, таким как кубофутуризм, супрематизм К. Малевича и его учеников, конструктивизм, аналитическое искусство школы П.Н. Филонова, органическое движение школы М.В. Матюшина. Слушателям рассказали о том, какую важную роль сыграли выставки 1910-х годов. Несмотря на многообразие концепций, в авангарде были выделены два главных вектора, которые не столько отрицают, сколько дополняют друг друга. Например, вектор Малевича — мироустроительный: речь идет уже не о преобразовании искусства, но о преобразовании мира через форму и цвет. Малевич — безусловный харизматик и великий стратег, он подходит к своей деятельности как человек демиургической воли — с намерением изменить все. Рядом существуют другие формы органического авангарда — ненасильственного, призывающего не менять природу, а прислушаться к ней: у Матюшина, Филонова, отчасти у Татлина. Татлин считался родоначальником русского конструктивизма, вслушивающегося в голос материала.
Слушателей познакомили с работами художников из объединений «Бубновый валет», «Ослиный хвост», УНОВИС — пейзажами, портретами, натюрмортами.