
19 февраля 2024 г. для москвичей и гостей столицы была проведена лекция «История железнодорожного транспорта и вокзалов Москвы». Лекция № 6, в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности», разработанная Московским домом национальностей. Ее провел лектор Д.В. Карелин. Очередная лекция о железных дорогах была посвящена истории городского транспорта в Москве, России и в мире. Ведь наиболее важным перемещением пассажиров является перемещение внутри городов или в их ближайшие пригороды.
Первым подобным транспортом в Москве стали линейки, которые в отличии от извозчиков совершали свои поездки строго по определённым направлениям. Годом рождения линеек, как и всего общественного транспорта Москвы, считается 1847 г. — год, когда первые линейки начали совершать свои поездки от Красной площади. Впоследствии на смену линейкам пришли трамваи, сначала конные, а затем и на электрической тяге. Появлению первых трамваев послужила московская Политехническая выставка 1872 г. Так, в 1899 году родился электрический трамвай, который в 1911 году полностью заменил собой конный. Прогресс взял свое, и конки уже в 1910-е годы уходят в прошлое, а протяженность трамвайных путей и парк трамваев неуклонно растет.
Кроме истории развития трамваев, на лекции также обсудили такие виды транспорта как омнибусы, дилижансы, автобусы, троллейбусы и электробусы. Многие из них до сих пор используются на улицах как Москвы, так и других городов.