Московский дом национальностей | Лекция 6 «Многоконфессиональная палитра Москвы» в рамках проекта «Взгляд на Восток: культурное и религиозное взаимовлияние цивилизаций России и Евразии»
Лекция 6 «Многоконфессиональная палитра Москвы» в рамках проекта «Взгляд на Восток: культурное и религиозное взаимовлияние цивилизаций России и Евразии»
 20 октября 2023  Московский дом национальностей Лекция 6 «Многоконфессиональная палитра Москвы» в рамках проекта «Взгляд на Восток: культурное и религиозное взаимовлияние цивилизаций России и Евразии»

20 октября 2023 г. была проведена лекция для москвичей и гостей столицы «Многоконфессиональная палитра Москвы» 6, в рамках проекта ««Взгляд на Восток: культурное и религиозное взаимовлияние цивилизаций России и Евразии»», разработанного Московским домом национальностей. 

Иудаизм – одна из древнейших религий мира и в то же время одна из традиционных конфессий России. Его история самым тесным образом связана с историей еврейского народа. Будучи первой монотеистической религией, он сформировался на протяжении I тысячелетия до н.э. – I тысячелетия н.э. В начале IX века иудаизм стал государственной религией расположенного в Нижнем Поволжье Хазарского каганата, поддерживавшего тесные связи с Русью. Купцы и ремесленники иудейского вероисповедания жили в Москве начиная со времен Средневековья.

Формирование многочисленной иудейской общины в московском регионе началось в конце XVIII – начале XIX вв., когда в состав Российской империи были включены обширные восточные провинции Речи Посполитой (Литва, Белоруссия, Западная Украина), в которых евреи составляли значительных процент населения. Однако в Российской империи иудеи подвергались ограничениям. За пределами «черты оседлости» могли проживать только лица с высшим образованием, купцы I гильдии и военные. В 1828 году в Москве для проживания иудеев было выделено Глебовское подворье в Зарядье. Однако к началу XX века евреи составляли значительный процент населения Москвы.  В 1906 году в Большом Спасоглинищевском переулке была открыта Московская хоральная синагога – старейшая из ныне существующих в столице.

После революции 1917 года были отменены все дискриминационные законы в отношении евреев. С другой стороны, большевистские власти в рамках антирелигиозной политики вскоре начали гонения и на иудаизм. После распада Советского Союза московские иудеи получили возможность построить новые синагоги и свободно отправлять свой религиозный культ.

Почему именно евреи стали первыми монотеистами, как проходило формирование священных книг иудаизма – Торы и Талмуда, каковы главные черты иудейской религии и какие течения в современном иудаизме существуют, где проживали московские евреи до революции, чем они занимались, как проводили свой досуг и отмечали праздники, что представляет собой современная синагога? На эти и другие вопросы лектор  дал ответы в ходе лекции.