14 марта 2024 г. для москвичей и гостей столицы была проведена лекция «Развитие русского искусства». Лекция №6 , в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности», разработанная Московским домом национальностей.
Лекция №6 была посвящена истории создания ВХУТЕМАС — Высших художественно–технических мастерских. Эти учебные заведения появлялись в Москве, Петрограде и других российских городах с 1918 года.
Московский ВХУТЕМАС был образован в 1920 году путем объединения Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских, созданных ранее на основе Строгановского художественно–промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Московский ВХУТЕМАС реализовал концепцию новой художественной педагогики, аккумулирующей формальные достижения новейших течений в искусстве.
Уже на первых порах ВХУТЕМАС собрал крупнейших представителей авангардных течений 1910-х. Индивидуальные мастерские в разные годы на живописном факультете возглавляли В.Д. Баранов-Россине, А.А. Веснин, А.Д. Древин, В.В.Кандинский, И.В.Клюн, П.П.Кончаловский, П.В.Кузнецов, А.В.Лентулов, И.И.Машков, Н.А.Певзнер, Л.С.Попова, А.М.Родченко, Н.А.Удальцова, Р.Р.Фальк, А.В.Шевченко, А.А.Экстер, На скульптурном – А.С.Голубкина, Б.Д.Королёв, А.М.Лавинский, И.М.Чайков. На архитектурном заявили о себе как о новаторах И.А.Голосов, Н.В.Докучаев, В.Ф.Кринский, Н.А.Ладовский, К.С.Мельников, На производственных факультетах преподавали В.Е.Татлин, Л.М.Лисицкий, В.Ф.Степанова.
Специфика ВХУТЕМАСа заключалась в его нетрадиционной структуре, объединявшей факультеты творческой направленности (живописный, скульптурный, архитектурный), производственные (полиграфический, металлообрабатывающий, деревообделочный, текстильный, керамический) и общий для всех специальностей пропедевтический курс – Основное отделение, сформировавшееся окончательно к 1923 г. из подготовительных отделений разных факультетов.
Из лекции слушатели узнали, что такая структура и единые педагогические установки, которые пытались разработать и утвердить во ВХУТЕМАСе, должны были по идее организаторов обеспечить создание общей пластической основы для всех видов пространственных искусств и формирования предметно-пространственной среды человека. Слушателям рассказали об идеях и реализованных проектах авангардистов разных национальностей.
Заключительная часть лекции была посвящена значению новой культурной политики Наркомпроса, в ведение которого входили все культурно-гуманитарные сферы: образование, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрана памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи.