29 сентября 2023 г. была проведена лекция для москвичей и гостей столицы «Цивилизации Востока и Россия: историко-культурное взаимодействие» 6, в рамках проекта ««Взгляд на Восток: культурное и религиозное взаимовлияние цивилизаций России и Евразии»», разработанного Московским домом национальностей.
Лектор пояснила понятие ориентализма, т.е. стиля, в котором выражены мечты о далеких землях, сокровищах и непривычном, причудливом и красивом образе жизни.
Лекция была посвящена рассмотрению творчества русских художников, писавших Восток и восточные мотивы. Русская академическая школа XIX века рассматривала ориентализм как направление, граничащее с историзмом, искусством на античные или мифологические темы. Многим художникам удалось найти в этом жанре беспрецедентную широту возможностей для личного самовыражения. Некоторые из них первоначально находились под влиянием английских ориенталистов, но вскоре выработали собственный стиль и философскую позицию.
Наиболее известны французские и британские ориенталисты, однако среди приверженцев восточной тематики была и значительная группа русских живописцев, среди них — несколько будущих передвижников и «академистов». Жанр стал столь популярным, что его последователи появились в нескольких крупных художественных центрах России помимо Императорской Академии художеств. Работы ориенталистов объединяет скорее тематика, нежели география или стиль.
Слушателей познакомили с работами великого мариниста Айвазовского, который, возможно, имел турецкие или армянские корни. Он был пленен столицей Турции Константинополем и сумел отразить эти чувства в своих картинах.
Нам рассказали о В. Поленове, который был в Италии, видел Иерусалим. Во время своего путешествия он, будучи настоящим знатоком Библии, составил десятки подробных иллюстраций к Евангелиям.
Гениальный Верещагин тоже был ярким представителем ориентализма в России. Особенно интересны его пейзажи Самарканда и картина «двери Тимура».
Лектор остановился также на творчестве З. Серебряковой и Л. Бакста.