Московский дом национальностей | Лекция 7 «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности».
Лекция 7 «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности».
 22 февраля 2024  МДН Лекция 7 «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности».

22 февраля  2024 г. для москвичей и гостей столицы была проведена лекция  «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества». Лекция №7,  в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности», разработанная Московским домом национальностей. Ее провела лектор   А.А. Карелина. Заключительная лекция цикла «История русской архитектуры» была посвящена архитектуре авангарда и ар-деко.

Слушатели узнали о таких социальных и экономических предпосылках развития авангарда, как эмансипация женщин и увеличение населения городов, развитие промышленности. В Советском Союзе к этим факторам добавилась и идеология социалистического государства и идея максимального обобществления быта на социалистических началах. Были рассмотрены два основных направления развития архитектуры в период авангарда: рационализм и конструктивизм.

Лидером рационалистов выступил Н.А. Ладовский, собравший вокруг себя единомышленников и  создавший в 1923 году общество АСНОВА,  в которое  входили архитекторы Л. Лисицкий, К. Мельников, И. Голосов. Основной идеей рационалистов было обоснование формы здания не только его функцией, но и психологическим восприятием человека. То есть рационалисты заботились о том, чтобы новое здание воспринималось человеком, как органичная часть окружающей среды, городской застройки. В 1926 году вокруг братьев Весниных образовался кружок единомышленников, именовавших себя конструктивистами. Ими было создано Общество Современных Архитекторов – ОСА. В ОСА входили архитекторы М. Гинзбург, Н. Колли, Ле Корбюзье, А. Буров. В отличие от рационалистов, конструктивисты не уделяли большого внимания внешней стороне здания и его восприятию людьми, а сосредоточились на том положении, что форма здания должна быть обусловлена только его функцией. Такими зданиями стали ДК ЗИЛ, дом Наркомфина, дом Центросоюза.

Отдельно был рассмотрен вопрос строительства домов-коммун на примере общежития на ул. Орджоникидзе, построенного архитектором И. Николаевым. Предполагалось, что обобществленный быт студентов будет уподоблен конвейеру, подчинен строгому распорядку дня. Также были рассмотрены проблемы и критика конструктивизма после 1931 года. Конкурс на Дворец Советов открыл путь к ар-деко: стилю монументальному, величественному, украшенному. Слушателям были продемонстрированы примеры этого стиля в Москве: Библиотека им. Ленина, Северный Речной вокзал, станции метро «Кропоткинская», «Аэропорт», «Маяковская» и «Киевская» Филёвской линии.

Таким образом, на лекции слушателям был объяснен переход от рационального модерна к архитектуре Советского Авангарда, а затем и переход от авангарда к стилю ар-деко. Курс лекций, посвященный истории русской архитектуры, позволил слушателям рассмотреть наиболее важные вехи становления русской архитектурной школы и традиции.