Московский дом национальностей | Лекция 7 «Развитие русского искусства» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
Лекция 7 «Развитие русского искусства» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
 19 марта 2024  Московский дом национальностей Лекция 7 «Развитие русского искусства» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»

19 марта 2024 г. для москвичей и гостей столицы была проведена лекция «Развитие русского искусства». Лекция №7 ,  в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности», разработанная Московским домом национальностей. 

Заключительная лекция проекта была посвящена стилю социалистического реализма, главным адресатом и потребителем искусства которого было государство. Канон соцреализма вменял в обязанность советскому художнику и писателю изображать ровно то, что государство хочет видеть.

Принципами соцреализма были устремленность в будущее, революционное развитие. В соцреализме жестко выстроена иерархия живописных жанров. На ее вершине — так называемая тематическая картина. Это изобразительный рассказ с правильно расставленными акцентами. Сюжет имеет отношение к современности — а если не к современности, то к тем ситуациям прошлого, которые нам эту прекрасную современность обещают.

Соцреализм проявлялся в картинах представителей разных национальностей: И. Бродского, А. Герасимова, А. Дейнеки, Д. Налбандяна, А. Самохвалова, скульптуре В. Мухиной, Е. Вучетича, С. Коненкова. Портретные образы современников художники создавали не только в живописи, но и в монументальной скульптуре, на плакатах, в графических иллюстрациях.

Гид познакомил слушателей с нонконформистскими работами Лианозовской группы и московских концептуалистов.

В шестидесятые годы двадцатого века соцреализм будет потеснен новыми стилями и новыми художниками.