Московский дом национальностей | Лекция «П.Д. Барановский. Знакомство с биографией и творчеством» в рамках проекта «Петр Дмитриевич Барановский. Сохранивший старину»
Лекция «П.Д. Барановский. Знакомство с биографией и творчеством» в рамках проекта «Петр Дмитриевич Барановский. Сохранивший старину»
 27 сентября 2023  Московский дом национальностей Лекция «П.Д. Барановский. Знакомство с биографией и творчеством» в рамках проекта «Петр Дмитриевич Барановский. Сохранивший старину»

27 сентября 2023 г. была проведена лекция для москвичей и гостей столицы ««П. Д. Барановский. Знакомство с биографией и творчеством», в рамках проекта «Петр Дмитриевич Барановский. Сохранивший старину», разработанного Московским домом национальностей. 

Лекция посвящена обзору биографии и основных направлений деятельности П.Д. Барановского, основной период деятельности которого пришелся на самые сложные для архитектурного наследия десятилетия. Москва стремительно перестраивалась, примеривая на себя облик первой социалистической столицы, а значит, многое из старины должно было уступить или исчезнуть. Так и могло случиться, если бы не архитекторы-реставраторы, которые неустанно доказывали ценность древних храмов, палат, архитектурных ансамблей. Среди этих имен есть и имя Петра Дмитриевича Барановского. Он работал и в экспедициях И.Э. Грабаря, и много ездил самостоятельно, стал инициатором создания и первым директором музея-заповедника «Коломенское», сохранив не только территорию бывшего Государева двора, но и организовав там первый в стране музей деревянного зодчества.

П.Д. Барановский отстаивал идею сохранения архитектурных  древностей в Москве. Многое получалось, но были и потери: палаты Голицына и церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду, Симонов монастырь – самые крупные проигранные битвы за московское наследие. Казанский собор на Красной площади был воссоздан в наши дни только благодаря тому, что Барановский смог сделать его фотофиксацию  и обмерить до сноса. В 1980–х гг. Петр Дмитриевич передал эти чертежи своему ученику, который  в 1994 г.  воссоздал Казанский собор на основе этих материалов.