Московский дом национальностей | Научно-просветительский центр «Профессионал». Конференция в рамках Международного проекта «Сибирь и Дальний Восток — территория науки, культуры и туризма.
Научно-просветительский центр «Профессионал». Конференция в рамках Международного проекта «Сибирь и Дальний Восток — территория науки, культуры и туризма.
 16 февраля 2024  МДН Научно-просветительский центр «Профессионал». Конференция в рамках Международного проекта «Сибирь и Дальний Восток — территория науки, культуры и туризма.

16 февраля 2024 года в рамках Международного проекта «Сибирь и Дальний Восток – территория науки, культуры и туризма», основанного в 2017 году, а также проекта Сибирские конференции в Москве – 2024 & Siberian conferences in Moscow в Московском доме национальностей состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Инновационные проекты музейной педагогики: из опыта музеев Сибири и Дальнего Востока», организованная Научно-просветительским центром «Профессионал». Конференция проходила в онлайн-формате, спикерами выступили представители г. Москвы, Алтайского края, Кемеровской области, Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Иркутской области, Амурской области.

Мировая практика последних десятилетий уверенно доказывает, что в XXI веке неуклонно повышается роль музеев в туризме, образовании, науке и культуре, а также возрастает влияние музеев на воспитание и формирование мировоззрения молодого поколения. Российские музеи, в том числе в регионах Сибири и Дальнего Востока, обладая большим потенциалом, являются ключевыми авторами культурно-познавательного, научно-популярного, экологического, детского, молодёжного и других видов туризма. Наряду с экспозиционной, экскурсионной, фондовой, издательской видами деятельности, музейная педагогика, являясь результатом интеграционных процессов, стала одним из важнейших направлений в развитии современных музеев. Музейная педагогика носит междисциплинарный характер и неразрывно связана с музееведением, историей, психологией, краеведением и многими другими направлениями науки. Музейную педагогику, несомненно, следует рассматривать как инновационную педагогическую технологию, позволяющую глубже и качественнее просвещать молодое поколение и приобщать к научному и культурному наследию.

Модератором конференции выступил Спектор Владимир Эдуардович, научный сотрудник Дома-музея К.И. Чуковского, а свои доклады представили руководители и научные сотрудники музеев, которые поделились опытом работы в сфере музейной педагогики.  

В программе конференции прозвучали доклады:

  1. Дом-музей К.И. Чуковского Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, г. Москва. «Педагогические традиции Корнея Ивановича Чуковского как основа полувекового опыта музейной педагогики». Научный сотрудник музея Спектор Владимир Эдуардович.
  2. Губкинский музей освоения Севера, г. Губкинский, ЯНАО. «Музейно-педагогическая практика Губкинского музея освоения Севера». Директор музея Калитенко Елена Викторовна.
  3. Тюменское музейно-просветительское объединение, г. Тюмень. «Детский центр на базе Музейного комплекса И.Я. Словцова: опыт развития, точки роста. Заведующий детским центром Пославская Яна Анатольевна.
  4. Музей-заповедник «Красная горка», г. Кемерово, Кузбасс. «Просветительские программы Музея-заповедника «Красная Горка» как культурно-образовательный фактор развития школьников». Директор музея Шелепова Наталья Анатольевна.
  5. Кемеровский государственный университет, Кузбасс. «Опыт работы с группами поколения «зумеров» в музе «Археология, этнография Сибири» КемГУ». Студентка 4 курса Института истории и международных отношений КемГУ, экскурсовод музея Плетосу Дэя Сергеевна.
  6. Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина, с. Сростки, Алтайский край. «Музей В.М. Шукшина: использование современных мультимедийных технологий в музейной педагогике». Научный сотрудник музея Губина Надежда Сергеевна.
  7. ФБГУ «Заповедное Прибайкалье», Иркутская область. «Экологическое просвещение посредством экспозиций объекта природного наследия ЮНЕСКО «Заповедное Забайкалье»». Методист отдела по экологическому просвещению Цырук Владимир Сергеевич.
  8. Музей В.Г. Распутина Иркутского областного краеведческого музея, г. Иркутск. «Музейные занятия в помощь учителю литературы». Заведующий музеем В.Г. Распутина.
  9. Палеонтологический музей Института геологии и природопользования ДВО РАН, г. Благовещенск, Амурская область. «Интерактивные методы образовательной деятельности в Палеонтологическом музее Института геологии и природопользования ДВО РАН. Из опыта работы». Заведующий музеем Сашнина Ольга Владимировна.

 

Межрегиональная научно-практическая конференция «Инновационные проекты музейной педагогики: из опыта музеев Сибири и Дальнего Востока» стала полезна и интересна как представителям музейного сообщества и индустрии туризма, так и студентам высших учебных заведений Москвы, регионов Сибири и Дальнего Востока, обучающимся по специальностям «туризм», «музееведение», «история», «психология», «педагогика» и др.

В конференции приняли участие студенты и преподаватели высших учебных заведений:

— Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

— МГУ имени М.В. Ломоносова.

— Кемеровского государственного университета.

— Кемеровского государственного института культуры.

— Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина.

— Амурского государственного университета.

— Сахалинского государственного университета.

— Представители землячеств регионов Сибири и Дальнего Востока в городе Москве.

— Руководители и научные сотрудники музеев Сибири и Дальнего Востока.