Московский дом национальностей | Научно-просветительский центр «Профессионал». Конференция в рамках Международного проекта «Сибирь и Дальний Восток — территория науки, культуры и туризма.
Научно-просветительский центр «Профессионал». Конференция в рамках Международного проекта «Сибирь и Дальний Восток — территория науки, культуры и туризма.
 16 февраля 2024  МДН Научно-просветительский центр «Профессионал». Конференция в рамках Международного проекта «Сибирь и Дальний Восток — территория науки, культуры и туризма.

16 февраля 2024 года в рамках Международного проекта «Сибирь и Дальний Восток – территория науки, культуры и туризма», основанного в 2017 году, а также проекта Сибирские конференции в Москве–2024 & Siberian conferences in Moscow в Московском доме национальностей состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Инновационные проекты музейной педагогики: из опыта музеев Сибири и Дальнего Востока», организованная Научно-просветительским центром «Профессионал». Конференция проходила в онлайн-формате, спикерами выступили представители г. Москвы, Алтайского края, Кемеровской области, Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Иркутской области, Амурской области.

Мировая практика последних десятилетий уверенно доказывает, что в XXI веке неуклонно повышается роль музеев в туризме, образовании, науке и культуре, а также возрастает влияние музеев на воспитание и формирование мировоззрения молодого поколения. Российские музеи, в том числе в регионах Сибири и Дальнего Востока, обладая большим потенциалом, являются ключевыми авторами культурно-познавательного, научно-популярного, экологического, детского, молодёжного и других видов туризма. Наряду с экспозиционной, экскурсионной, фондовой, издательской видами деятельности, музейная педагогика, являясь результатом интеграционных процессов, стала одним из важнейших направлений в развитии современных музеев. Музейная педагогика носит междисциплинарный характер и неразрывно связана с музееведением, историей, психологией, краеведением и многими другими направлениями науки. Музейную педагогику, несомненно, следует рассматривать как инновационную педагогическую технологию, позволяющую глубже и качественнее просвещать молодое поколение и приобщать к научному и культурному наследию.

Модератором конференции выступил Спектор Владимир Эдуардович, научный сотрудник Дома-музея К.И. Чуковского, а свои доклады представили руководители и научные сотрудники музеев, которые поделились опытом работы в сфере музейной педагогики.  

В программе конференции прозвучали доклады:

  1. Дом-музей К.И. Чуковского Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, г. Москва. «Педагогические традиции Корнея Ивановича Чуковского как основа полувекового опыта музейной педагогики». Научный сотрудник музея — Спектор Владимир Эдуардович.
  2. Губкинский музей освоения Севера, г. Губкинский, ЯНАО. «Музейно-педагогическая практика Губкинского музея освоения Севера». — Директор музея Калитенко Елена Викторовна.
  3. Тюменское музейно-просветительское объединение, г. Тюмень. «Детский центр на базе Музейного комплекса И.Я. Словцова: опыт развития, точки роста. — Заведующий детским центром Пославская Яна Анатольевна.
  4. Музей-заповедник «Красная горка», г. Кемерово, Кузбасс. «Просветительские программы Музея-заповедника «Красная Горка» как культурно-образовательный фактор развития школьников». — Директор музея Шелепова Наталья Анатольевна.
  5. Кемеровский государственный университет, Кузбасс. «Опыт работы с группами поколения «зумеров» в музе «Археология, этнография Сибири» КемГУ». — Студентка 4 курса Института истории и международных отношений КемГУ, экскурсовод музея Плетосу Дэя Сергеевна.
  6. Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина, с. Сростки, Алтайский край. «Музей В.М. Шукшина: использование современных мультимедийных технологий в музейной педагогике». — Научный сотрудник музея Губина Надежда Сергеевна.
  7. ФБГУ «Заповедное Прибайкалье», Иркутская область. «Экологическое просвещение посредством экспозиций объекта природного наследия ЮНЕСКО «Заповедное Забайкалье»». — Методист отдела по экологическому просвещению Цырук Владимир Сергеевич.
  8. Музей В.Г. Распутина Иркутского областного краеведческого музея, г. Иркутск. «Музейные занятия в помощь учителю литературы». — Заведующий музеем В.Г. Распутина.
  9. Палеонтологический музей Института геологии и природопользования ДВО РАН, г. Благовещенск, Амурская область. «Интерактивные методы образовательной деятельности в Палеонтологическом музее Института геологии и природопользования ДВО РАН. Из опыта работы». — Заведующий музеем Сашнина Ольга Владимировна.

 

Межрегиональная научно-практическая конференция «Инновационные проекты музейной педагогики: из опыта музеев Сибири и Дальнего Востока» стала полезна и интересна как представителям музейного сообщества и индустрии туризма, так и студентам высших учебных заведений Москвы, регионов Сибири и Дальнего Востока, обучающимся по специальностям «туризм», «музееведение», «история», «психология», «педагогика» и др.

В конференции приняли участие студенты и преподаватели высших учебных заведений:

— Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

— МГУ имени М.В. Ломоносова.

— Кемеровского государственного университета.

— Кемеровского государственного института культуры.

— Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина.

— Амурского государственного университета.

— Сахалинского государственного университета.

— Представители землячеств регионов Сибири и Дальнего Востока в городе Москве.

— Руководители и научные сотрудники музеев Сибири и Дальнего Востока.