10 августа 2024 г. была проведена пешеходная экскурсия для москвичей и гостей столицы по маршруту, разработанному Московским домом национальностей – «Этнические группы Москвы в прошлом и настоящем» экскурсия 4, в рамках проекта «Прогулки по многонациональной Москве».
Маршрут посвящен местам, где в Москве издавна селились представители братских славянских народов – украинцы и белорусы. Вокруг улиц Маросейка и Покровка сохранилось много памятных мест, связанных с ними.
Маршрут начался от Ильинских ворот, где находится известный монумент столицы – памятная часовня в честь героев Плевны – русских гренадер, павших в одном из наиболее ожесточенных сражений русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Победа России в той войне принесла освобождение болгарскому народу от многовековой власти турок-осман. И совсем неподалеку, на другом конце бульвара, не так давно воздвигнут памятник Кириллу и Мефодию – просветителям, создателям славянской азбуки, имена которых дороги для всего славянского мира.
Идущая от Ильинских ворот Маросейка (изначально Малороссейка) получила свое название от проживавших там украинцев. Здесь находилось Малороссийское подворье, а сегодня в самом конце улицы, в замечательном здании работы великого зодчего В.И. Баженова помещается посольство Республики Беларусь в России.
На Маросейке и вокруг нее можно увидеть сохранившиеся каменные палаты XVII в., многие из которых так или иначе связаны с Украиной. Это «палаты гетмана Мазепы». Это и палаты думного дьяка Емельяна Украинцева, чья заслуга – заключение в 1686 г. «вечного мира» с Польшей, по которому Киев перешел к России. А чуть дальше находится храм Троицы в Хохлах и недавно обнаруженное на Хохловской площади достопримечательное место, напоминающее о старой Москве — основание древней стены Белого города, разобранной в XVIII в.
Экскурсия-прогулка прошла по той местности, которая со времен первых царей династии Романовых неразрывно связана с историей братьев-славян.
Экскурсантам рассказали о редких иконах, они коснулись вопросов формирования дипломатической службы, полюбовались дивными изразцами, увидели вариант музеефикации исторического объекта «in situ”, т.е. превращение памятника археологии в объект музейного показа на примере фрагмента «стены Белого города».