Московский дом национальностей | Пешеходная экскурсия 4 «Москва – столица многонациональной России» в рамках проекта «Прогулки по многонациональной Москве»
Пешеходная экскурсия 4 «Москва – столица многонациональной России» в рамках проекта «Прогулки по многонациональной Москве»
 24 мая 2025  м. Кропоткинская Пешеходная экскурсия 4 «Москва – столица многонациональной России» в рамках проекта «Прогулки по многонациональной Москве»

24 мая 2025 г. была проведена пешеходная экскурсия для москвичей и гостей столицы по маршруту, разработанному Московским домом национальностей – «Москва – столица многонациональной России» (экскурсия 4) в рамках проекта «Прогулки по многонациональной Москве». Ее провела гид-экскурсовод Максимова Т.С.

XVIII век. Суматоха дворцовых переворотов осталась позади, столица перенесена в Санкт-Петербург, Москва живет спокойной и размеренной провинциальной жизнью. Однако это – только видимость. Впереди у России ещё много потрясений, и Москва с москвичами сыграют в них далеко не последнюю роль…

История свободомыслия (вольнодумства) в России – это особая история. Еще А.Н. Радищев в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» поставил под сомнение идею бессмертия человеческой души, а уж сколько российских вольнодумцев считали религию одним из средств порабощения народа самодержавием – несть им числа. В ходе экскурсии участники увидели дом, в котором жил А.Н. Радищев (Б. Афанасьевский пер., 10), и узнали, почему Герцен называл его пророком.

Многие вольнодумные идеи разделялись декабристами. Экскурсанты также увидели некоторые московские дома, история которых связана с декабристами.

На развитие свободомыслия в России большое влияние оказал М.В. Ломоносов, открывший своим творчеством перспективу высокой духовности вне религии и церкви. Российское свободомыслие XIX века, получившее импульс от восстаний и революций в Европе, питалось, однако, потребностью народов России в освобождении от крепостничества, угнетения и самодержавия.

На пешеходной экскурсии участники посетили места, связанные с судьбами людей, которые в то или иное время оказались «на противоположной стороне», поговорили о противоречивых нравах литераторов и узнали, как и почему купцы-старообрядцы поддерживали революцию.