Московский дом национальностей | Пешеходная экскурсия 6 «Многоэтничная Москва в литературе и живописи» в рамках проекта «Прогулки по многонациональной Москве»
Пешеходная экскурсия 6 «Многоэтничная Москва в литературе и живописи» в рамках проекта «Прогулки по многонациональной Москве»
 02 июня 2024  м. «Новокузнецкая» Пешеходная экскурсия 6 «Многоэтничная Москва в литературе и живописи» в рамках проекта «Прогулки по многонациональной Москве»

2 июня 2024 г. была проведена пешеходная экскурсия для москвичей и гостей столицы по маршруту, разработанному Московским домом национальностей — «Многоэтничная Москва в литературе и живописи» экскурсия 6, в рамках проекта «Прогулки по многонациональной Москве». 

Замоскворечье — удивительный и живописный край Москвы! Не удивительно, что и наши современники, и живописцы прошлого находили здесь вдохновение. Архитектура древности, барокко, классицизма здесь причудливо соединена на улицах и переулках, маленькие деревянные дома соседствуют с каменными усадьбами и доходными домами.

Основная часть экскурсии в Замоскворечье была посвящена Третьяковской галерее, ее создателям, директорам и современности.

Говоря о директорах галереи, гид подробнее остановилась на жизни, творчестве и работе И.Э. Грабаря.

Участники экскурсии узнали, что в 1920-е годы И.Э. Грабарь читал лекции по реставрации в Московском университете. В 1937 году он стал директором Московского государственного художественного института, где смог организовать преподавание на более высоком уровне, введя ряд дополнительных дисциплин. Он организовывал поездки на пленэр, нередко сам работал вместе с учащимися, изображая старые московские улочки. В 1941 была создана картина «Серый день. Проходной двор в Замоскворечье», локацию которой постарались определить участники под руководством гида.

Возвратившись в теме главного собрания русского искусства в Москве, гид поведала, что Грабарь был назначен директором Третьяковской галереи в 1913 году; условием, на котором он принял этот пост, стало проведение коренных реформ в хранении и экспонировании произведений галереи, где до тех пор все оставалось как при жизни ее создателя П.М. Третьякова.

И.Э. Грабарь возглавлял Третьяковскую галерею до 1925 года.

В дальнейшем, оказавшись в Старомонетном переулке, участники экскурсии узнали, что здесь находился Кадашевский хамовный двор, и, опираясь на картину Ф.Я. Алексеева, постарались найти его местоположение.

Увлекательная экскурсия открыла Замоскворечье с совершенно новых сторон и позволила участникам представить себе, как выглядел этот удивительный уголок Москвы в разное время.