Московский дом национальностей | Семинар «Этнокультурный компонент как средство воспитания гражданственности и патриотизма в дополнительном образовании» в рамках проекта «Этнокультурный компонент в современном российском образовании и социуме»
Семинар «Этнокультурный компонент как средство воспитания гражданственности и патриотизма в дополнительном образовании» в рамках проекта «Этнокультурный компонент в современном российском образовании и социуме»
 27 марта 2024  Московский дом национальностей Семинар «Этнокультурный компонент как средство воспитания гражданственности и патриотизма в дополнительном образовании» в рамках проекта «Этнокультурный компонент в современном российском образовании и социуме»

В Московском доме национальностей состоялся семинар «Этнокультурный компонент как средство воспитания гражданственности и патриотизма в дополнительном образовании» в рамках проекта «Этнокультурный компонент в современном российском образовании и социуме». В работе приняли участие представители научно-экспертного сообщества, территориальных органов исполнительной власти, национальных общественных организаций города Москвы, сотрудники и учащиеся высших и средних учебных заведений, СМИ и приглашенные гости.

В качестве экспертов на семинаре выступили: Омельченко Елена Александровна, доктор исторических наук, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования, заместитель директора Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, руководитель Комиссии по образованию и науке Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, руководитель АНО Центр содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА» и Устьянцев Герман Юрьевич, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры этнологии Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Омельченко Елена Александровна рассказала об этнокультурном подходе в процессе воспитания и образования, значимости посещения внеаудиторных мероприятий (праздников, выставок, посвящённых этнокультурной тематике) для школьников и студентов, методах приобщения обучающихся к этнокультурным ценностям в условиях дополнительного образования.

Устьянцев Герман Юрьевич представил доклад на тему: «Этнокультурный компонент в подготовке школьников к Всероссийской олимпиаде по истории. Опыт Московской области». Он сфокусировал внимание на роли олимпиад по истории, в частности ее вопросов этнокультурного содержания как формы дополнительного образования, способствующей воспитанию гражданственности и патриотизма у молодежи.

С сообщением на тему «Ресурсы образовательных проектов Центра «Холокост» для формирования гражданственности и профилактики межэтнической напряженности в среде подрастающего поколения» выступила кандидат философских наук, доцент РГГУ, руководитель образовательных программ Центра «Холокост» Тиханкина Светлана Анатольевна. Эксперт представила опыт Центра «Холокост» в реализации образовательных программ, которые способствуют формированию гражданской идентичности и профилактики межэтнической напряженности.

Доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Южного научного центра РАН Иванова Светлана Юрьевна представила доклад на тему: «Этнокультурные практики и традиции гражданско-патриотического воспитания на Северном Кавказе». Она рассказала об эффективных практиках и технологиях трансляции идеи патриотизма с учетом этнокультурной специфики регионов Северного Кавказа.

Ахмадуллина Лейсан Ядгаровна, кандидат филологических наук, руководитель башкирского этнокультурного клуба выступила по теме: «Работа башкирского этнокультурного клуба для детей и родителей в Москве». Доклад посвящен деятельности башкирского этнокультурного клуба, который выступает в качестве интегрирующего просветительского ресурса для столичных семей.

На мероприятии с сообщением «Роль дополнительных образовательных программ в этнокультурном образовании молодежи в Республике Мордовии» выступила Пискайкина Татьяна Сергеевна, кандидат исторических наук, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, Отличник просвещения Российской Федерации, заместитель директора по учебной работе ГБПОУ РМ «Ичалковский педагогический колледж». Эксперт представила опыт Мордовии по реализации дополнительных образовательных программ, направленных на этнокультурное развитие личности. В республике функционируют учреждения дополнительного образования, которые реализуют образовательные программы по погружению детей в традиционную культуру, язык мордовского народа посредством устно-поэтического творчества, мордовской литературы, фольклора, народных промыслов. Татьяна Сергеевна отметила, что наличие этнокультурного компонента в дополнительных образовательных программах оказывает положительное влияние на формирование гражданственности, любви к окружающей природе, Отечеству, семье и традициям своей малой родины.

В завершение семинара спикеры ответили на актуальные вопросы участников.