
4 октября 2025 года в Музее кочевой культуры при ГБОУ «Школа № 1321» прошёл семинар по культуре кочевых народов: Арктические кочевья Долган и пустынные тропы Бушменов, организованный отделом по работе с молодёжью Московского дома национальностей в рамках проекта «Палитра культур».
Для гостей организовали приветственное чаепитие с национальными блюдами кочевых народов: монгольский чай, вяленое мясо из конины, оленины и курут (тюркский, персидский, а также монгольский сухой кисломолочный продукт из сушёной сузьмы). В рамках семинара выступил Урсул Аныев-Очурдяпов, алтайский певец, исполняющий композиции о родном алтайском крае. Урсул Очурдяпов рассказал о своём народе и ответил всем желающим на интересующие вопросы. Алтайцев раньше называли «ойроты», когда Республика Горный Алтай ещё именовалась Ойротской автономной областью. У каждого из алтайцев есть разделение на род, и у каждого рода есть символ в виде священного животного.
В начале семинара гостей пригласили в долганский чум. Жилище долганов называется «балок» — мобильный, передвижной дом. От 6 до 12 оленей используются для помощи с передвижением жилища, применяются также снегоходы. Долганы — самый молодой народ. Они являются переселенцами, и до 1970 года их причисляли к якутам, они говорили на якутском языке. Долганы переняли разное от других народов: от русского народа взяли за основу обустройство жилища, от эвенков — элементы одежды, у якутов — языковые особенности, но всё же они стали отдельным народом со своим языком и культурой. В основном долганы проживают на Таймыре. В своей национальной одежде они используют в качестве украшения различные бусы и павловопосадский платок (это такая особенность украшения у некоторых народов). Пояс является праздничным элементом одежды. На костюмах используются национальные узоры, которые являются не просто украшением и орнаментом, а защитой от злых духов. Обычно это узор, исполненный в виде треугольника. По поверью, этот узор означает трёх богатырей. Также украшения делают из копыт оленя, из них делают ещё искусство резьбы по кости. Олени у долганов являются домашними животными, едят они только диких оленей, и то предпочтительнее им в пищу другое мясо. Но при этом есть охота как со стадами оленей, так и просто отдельно людьми-охотниками. Охотники обычно делают подношение духам: мешок жира, хлеб и табак. Долганы верят в духов: нижний, средний и верхний миры. После увлекательной истории о долганах лектор предложила слушателям семинара сыграть в игру «Белый шаман»: нужно было на бубне повторить заданный ритм или исполнить свой. Лектор также подыграла на варгане.
Племя «сан» («люди кустарников») — так называют народ бушменов, о котором проводился следующий семинар. Гостей пригласили в хижину бушменов, кочует этот народ в основном весной и осенью, в сухой сезон. Бушменский язык относится к койсанским языкам. У бушменов еду собирают женщины, но мужчины также её добывают на охоте. Всё, что найдут и соберут, например, орехи монгонго, которые прорастают на деревьях с таким же названием, собирают баобаб, страусиные яйца. Из страусиных яиц делают резервуар для воды и различные украшения. Деликатес у бушменов — это пойманные насекомые. Но уникальным считается бушменский мёд. Национальная одежда бушменов называется «карос» («каросс»). Вот так кочевые народы бушмены добывают себе еду и сами создают украшения, посуду, выделывают шкуры.
Подобные мероприятия способствуют знакомству с культурой и традициями кочевых народов, укреплению межнациональных отношений, познанию нового, а также налаживанию партнёрских отношений между Московским домом национальностей и ГБОУ «Школа № 1321».