В ГБОУ «Школа № 1321» прошёл семинар по культуре кочевых народов: индейцы Мапуче и ненецкий чум в рамках проекта «Палитра культур», организованный отделом по работе с молодёжью Московского дома национальностей.
В начале семинара гостей поприветствовал Аныев-Очурдяпов Урсул, исполнитель алтайских песен. Урсул исполнил традиционную обрядовую песню «Когда восходит вечерняя звезда». На Алтае её исполняют часто, обязательно на праздниках. Затем Урсул спел народный гимн Республики Алтай и песню «Мен Алтай» («Я алтаец»), а также исполнил национальный танец.
Эксперт семинара по культуре кочевников пригласила гостей на первый семинар про индейцев Мапуче. Перед жилищем индейцев Мапуче гости увидели тотемный столб, который характеризует дух предков. Тотемные столбы всегда устанавливали рядом с руккой (так именуется у индейцев их дом). В жилище живут целыми семьями, порой даже по 50-70 человек. Женщины располагались слева, а мужчины справа. Приветствие у индейцев начинается с поднятия рук ладонями вверх и слов «Мари, Мари». Индейцы помимо обустройства жилища, могут отдыхать, играя в игры. Одна из традиционных игр, которая в 2004 году стала национальным видом спорта, называется «Палин» и напоминает хоккей на траве.
Индейцы Мапуче проживают в Чили и Аргентине. Сейчас эти республики населяют, в основном, испанцы и другие народы, а когда-то их захватила империя инков. Индейцы Мапуче разговаривают чаще на испанском языке, а до этого на арауканском языке. По-другому индейцев называют арауканами, так их прозвали инки, что в переводе означает «злобный враг», так как инки и испанцы воевали с индейцами Мапуче.
Гости, послушав про особенности жизни и традиции индейцев, смогли примерить традиционную одежду. Мужчины Мапуче обычно носят пончо и набедренную повязку чирипа, которая закрепляется, как пояс. Женщины используют нарядное платье, к которому крепится булавка «тупу»: она прикрепляется на платье обязательно острием вверх, чтобы злые духи «не нападали». Женщины любят украшать волосы, надевают украшение с монетками, используют ленты с цветами.
Индейцы Мапуче верят в добрых и злых духов. В Чили часто случаются катастрофы и природные катаклизмы и чтобы их избежать нередко обращаются к шаманам. Общением с потусторонним миром посредством шаманских обрядов занимаются только индейские женщины Мапуче. Они изгоняют злых духов, заговаривают авиационную и железнодорожную технику от аварий, а посёлки, города и целые побережья от смерчей, ураганов и землетресений. Как и наши северные шаманы они используют в своих обрядах специальный бубен — культрун.
На территории России так же живут народы, верующие в духов и поклоняющиеся силам природы. Один из этих народов — ненцы, проживающие в Сибири и на крайнем Севере, в суровой тундре. В семьях ненцев четко распределены обязанности: женщины берегут очаг в чуме и создают уют в жилище, а мужчины — это в первую очередь охотники, добытчики и поэтому при рождении каждый мальчик получает получает пояс с клыком. Главная добыча ненецких охотников — дикий олень, но, несмотря на это, они с большим уважением относятся к оленям и любым другим животным. Так, к примеру, медведя по традиции приглашают по весне в гости и даже празднуется медвежий праздник.
Индейцев Мапуче и российских ненцев объединяют анимистические представления о мире — вера в духов и в одушевленность всей природы. Тем не менее, православные проповедники стали появляться с ненецких становищах очень давно, с конца XVI века, поэтому некоторые ненцы крещённые, но это совершенно не мешает их вере в духов и потусторонний мир. В чумах ненцев нередко можно увидеть иконы, правда, чтобы умилостивить Господа, особенно перед выходом на охоту, они их мажут рыбьим жиром и медвежьим салом.
Так же от русских первопроходцев ненцы переняли привычку пить чай. Сегодня можно смело сказать, что чаепитие — это часть ненецкого быта. Периодически в течение дня ненцы пьют чай, а вечерний приём пищи называют «чаище», так как выпивается достаточно большое количество чая.