Московский дом национальностей | Семинар по русской культуре в рамках проекта «Палитра культур»
Семинар по русской культуре в рамках проекта «Палитра культур»
 17 апреля 2024  ГБОУ Школа No1448, Мичуринский проспект, 40 Семинар по русской культуре в рамках проекта «Палитра культур»

В ГБОУ «Школа № 1448» прошёл семинар по русской культуре в рамках проекта «Палитра культур», организованный отделом по работе с молодёжью Московского дома национальностей. На мероприятии присутствовали учащиеся 9 и 10 классов.

С приветственным словом выступил сотрудник отдела по работе с молодёжью Московского дома национальности Затевалова Юлия Алексеевна. Сотрудник рассказала, что на протяжении много лет существует проект «Палитра культур» и проводится в образовательных учреждениях города Москвы. В рамках проекта учащимся школ рассказывают о культуре и традициях разных народов, помимо образовательного семинара проводятся викторины, мастер-классы по национальным танцам.

Продолжил семинар по русской культуре основатель живого музея народных искусств Ахрамеев Илья Владимирович при сотрудничестве с артистами Творческого объединения «Плетень» и Открытой школы народного танца.

Эксперт рассказал про русскую культуру, как она многообразна и самобытна, и то, как она распространялась в разных областях России. Русский язык – официальный язык Российской Федерации, на нём разговаривают большинство населения, но до сих пор в разных регионах сохранялись свои диалекты, применимые к языку: где-то делают акцент на букве «о» (например, на Севере), где-то одинаковые слова могут произноситься чуть по-разному. Русский костюм имеет 30 разновидностей орнамента и вариации. Для учащихся школы представили костюмы Владимирской, Смоленской и Липецкой областей.

Эксперт рассказал про праздники, существующие в народном календаре и про те, которые отмечаются и в наше время: Рождество, Масленица, Иван Купала. Эти праздники встречаются у разных народов. Обряд колядования проводился на Васильев вечер (сейчас это Старый Новый год), на колядки в течение 12 дней ходили от двора к следующему двору. Обходные обряды также делались на весенние праздники. Молодые люди ходили по дворам, их угощали едой, после устраивался пир. Старинные обычаи были и на значимый праздник – свадьба. Хлеб ломали над головой молодых, по такой традиции считалось, что чем больше крошек просыпается, тем богаче будет жизнь.

Музыка – то, что характеризует и раскрывает каждую культуру. В русской культуре популярны свои народные инструменты. Говорят, что в большей степени играют на инструментах мужчины, так как кто эти инструменты изготавливал, тот и играл. Для учащихся продемонстрировали игру на разных народных инструментах и рассказали про них. Кугиклы (кувиклы), наподобие флейты, делается из тростниковой трубочки, используется камыш. Инструмент распространён в Брянской и Калужской области. Рожок, в основном использовался у пастухов, чтобы загонять стадо, чаще изготавливали и использовали во Владимирской области. Гусли распространились в Орловской и Новгородской области. Балалайка – инструмент придумали в конце 19 века. Артисты семинара сыграли наигрыш «Завидочка» на нём. В России существует около 30 разновидности гармони, не все сохранились до наших времён. Учащимся школы представили елецкую рояльную гармонику. Припевки, наигрыши под гармонь назывались «Страдания», хотя вовсе это не означало что-то грустное, но носило такое название.

Для школьников провели викторину по русской культуре, задавали вопросы: «В каком городе изготовлена русская гармонь?»; «Родина и возраст балалайки?»; «Сарафан — изначально это мужская или женская одежда?»; «Какой элемент одежды обязателен в русском костюме?». Правильно ответившим на вопросы викторины подарили памятные сувениры от Московского дома национальностей.

В завершение семинара артисты выступили с народной песней и провели традиционные русские игры: «Суп варить», «Семёновна» и «Матаня» под наигрыши и частушки. Притопы, прихлопы, хоровод – всё, что сопровождает русские народные танцы и для учащихся показали движения, какие можно использовать в танцах. После танца принято благодарить музыкантов припевками и поклоном.