11 января 2023 г. была проведена лекция для москвичей и гостей столицы «Вещи, продукты, явления — послы культур иных национальностей в России» (лекция 1) в рамках проекта «Военное дело, искусство, повседневность в прошлом многонациональной Москвы», разработанного Московским домом национальностей.
Ее провела гид–экскурсовод А. А. Карелина.
Чай и чаепитие – одно из тех культурных явлений, рассказ о которых способствует выявлению их объединяющей роли для нашего многонационального народа. Чаепитие в Москве — это не просто традиция, а явление. Причем явление неординарное, своеобычное, истинно и исключительно московское. Недаром в прошлом и в начале нынешнего века было широко известно и употреблялось по всей России выражение-термин «московское чаепитие». В прежние времена жители почти каждой российской местности, губернии, города имели свои прозвища, и москвичей дразнили чаехлебами, признавая таким образом московское чаепитие их характерной чертой. Впрочем, москвичи на это прозвище не обижались, поскольку было оно справедливо и по сути своей для москвичей необидно.
Первую весть о существовании чая принесли в Москву в середине XVI века казацкие атаманы, побывавшие в Китае и отведавшие там этот напиток.
В 1638 году посол царя Михаила Федоровича, ездивший к монгольскому хану Алтыну, привез русскому царю в подарок от хана среди других даров четыре пуда неведомого сушеного листа. Посол оправдывался дома, что не хотел брать этот дар, но не смог отказаться. Он сказал царю, что листья неведомого ему дерева или травы употребляют «ради варения чая» и что он пил этот чай на обеде у ханского брата, а «варят листья в воде, приливая несколько молока». О том, чтобы царь Михаил хотя бы попробовал дар, сведений нет. Скорее всего, новинка была отвергнута.
В России к чаю привыкали постепенно, чай был достаточно дорог, но в середине XVIII века здесь уже употребляли его гораздо больше, чем в Европе. Старожилы утверждали, что особенно много начали в Москве пить чая «после француза», то есть в двадцатые годы XIX века.
Уже как крепко устоявшийся обычай описывает А. С. Пушкин в 1820-е годы в «Евгении Онегине» чаепитие у Лариных:
Смеркалось; на столе блистая
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал…
Как известно из романа, Ларины имели московские корни и обширную родню в столице, и московские традиции бережно сохраняли в повседневной жизни в своем поместье.
А чая в Москве пили много и пили все сословия. К середине XIX столетия оборот московских чайных магазинов и лавок доходил до 7 миллионов рублей серебром, и главнейшим товаром мелочных лавочек стал именно чай.
В Москве до сих пор сохраняется память о самых известных чаеторговцах России. В 1801 году начинает свою чайную торговлю П.К. Боткин, постепенно предприятие разрастается и к 1854 году превращается в «Торговый Дом П. Боткина сыновья». Основными конкурентами Боткиных были чаеторговцы Перловы. Первый их московский магазин чая открывается в 1823 году. Сегодня именно чайный магазин С.В. Перлова самый известный «чайный» адрес Москвы. Дом на Мясницкой улице поражает воображение своим китайским фасадом и привлекает внимание прохожих.
С 1842 года в Российской Империи разрешено завозить чай морским путем. С 1850-х годов становится известным чайное предприятие В. Высоцкого, который обучался чайному делу у П.К. Боткина. Открыв свое дело, Высоцкий начинает поставки чая из Индии, Цейлона и с о. Ява. На всех упаковках такого чая неизменная эмблема – кораблик.
Сложились и особые московские чайные традиции. Так, среди московского купечества считалось, что чая надо пить много, от семи до десяти стаканов. Хорошим тоном считали подать крепко заваренный и очень горячий чай. Ни сахар, ни лимон не должны были повредить вкус чая, их всегда подавали отдельно. Дворянство предпочитало чай зеленый, как более дорогой.
Недоступность для массового потребителя и высокая цена на чай приводила к тому, что на чайном рынке появилось множество подделок: чай смешивали с разными травами, что удешевляло его или с инородными предметами для увеличения его веса. Торговые дома активно боролись с такими подделками, при этом неизменно увеличивая свой товарооборот, и спустя некоторое время оригинальный китайский и индийский чай стал доступен всем желающим.
(В материале использованы выдержки из книги В.Б. Муравьева «Московские слова, словечки и крылатые выражения»)