Московский дом национальностей | «Вещи, продукты, явления – послы культур иных национальностей в России» лекция 5 в рамках проекта «Военное дело, искусство, повседневность в прошлом многонациональной Москвы»
«Вещи, продукты, явления – послы культур иных национальностей в России» лекция 5 в рамках проекта «Военное дело, искусство, повседневность в прошлом многонациональной Москвы»
 08 февраля 2023  Московский дом национальностей «Вещи, продукты, явления – послы культур иных национальностей в России» лекция 5 в рамках проекта «Военное дело, искусство, повседневность в прошлом многонациональной Москвы»

В Московском доме национальностей была проведена лекция для москвичей и гостей столицы «Вещи, продукты, явления — послы культур иных национальностей в России» (лекция 5)  в рамках проекта «Военное дело, искусство, повседневность в прошлом многонациональной Москвы».

Лектор рассказала об истории возникновения балета как разновидности сценического искусства. Балет — спектакль, содержание которого находит воплощение в музыкально-хореографических образах. Мы узнали, что основой стандартной балетной постановки выступает определенный сюжет или замысел, что в двадцатом веке появился бессюжетный балет, и его драматургия базируется на музыке.

Первая балетная постановка, в которой объединили танцы, музыку, слова и пантомиму, была поставлена во Франции при дворе Екатерины Медичи, дата ее появления датируется шестнадцатым веком, ее автором стал Бальтазарини ди Бельджойозо – известный итальянский балетмейстер.

Балет, появившись как европейская диковинка, быстро пополнился русской школой. Многие итальянские и французские танцмейстеры работали в Императорских театра России, к коим принадлежал и Большой театр. Именно наши танцовщицы и танцовщики сделали хрестоматийными многие спектакли и их исполнение.

Слушателям рассказали, как и когда С.П. Дягилеву было поручено организовать балет Л. Делиба «Сильвия, или Нимфа Дианы», ведь до этого он работал редактором «Ежегодника».

С.П. Дягилев организовывал на территории России выставки полотен европейских художников и «мирискуссников».

Логическим продолжением данной деятельности стала в 1906 году знаковая художественная выставка на парижском Осеннем салоне. С этого события история Сезонов и началась… Вдохновленный успехом Осеннего салона, Дягилев не желал останавливаться и, решив основать в Париже гастроли русских деятелей искусства, он сначала отдал предпочтение музыке. Итак, в 1907 году Сергей Павлович организовывает «Исторические русские концерты», в программу которых входили 5 симфонических концертов русской классики, прошедшие в зарезервированной для «Сезонов» парижской Гранд-Опера. С этого момента начинается история знаменитых «Русских сезонов» Дягилева, которые вмиг сделали все русское самым модным и актуальным в мире.

В течение нескольких веков русский балет был так популярен, что европейские исполнители нередко брали себе псевдонимы на русский манер.

Участники лекции узнали, что в 1738 открылась Петербургская балетная школа (ныне Санкт-Петербургская академия танца им. А. Я. Вагановой), создателем и руководителем которой был Ланде, а в 1773 в московском Воспитательном доме открылось балетное отделение — предтеча и основа Московского хореографического училища.

На рубеже XVIII-XIX вв. русский балет вступил в пору расцвета. Балет занял привилегированное положение среди других видов театра.

Имена Анны Павловой, Галины Улановой, Майи Плисецкой знают во всем мире.

Слушатели узнали и о московских адресах танцовщиц балета, где сегодня музей Г. Улановой, с кем поменялась домами Айседора Дункан, и в каком московском поселке были написаны портреты Ольги Лепешинской.