Московский дом национальностей | Заседание Общественного совета ГБУ «МДН»
Заседание Общественного совета ГБУ «МДН»
 15 июня 2016  Московский дом национальностей Заседание Общественного совета ГБУ «МДН»

15 июня 2016 года в Московском доме национальностей состоялось расширенное заседание Общественного совета МДН, посвященное 20-летию принятия Федерального закона N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии». В зале присутствовали представители федеральных и региональных органов государственной власти, члены Общественного совета ГБУ «Московский дом национальностей», руководители и активисты национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Москвы и Российской Федерации, представители прессы, руководство и сотрудники МДН.

Заседание открыл председатель Общественного совета МДН В.Ю. Зорин, который предложил рассмотрение общей темы «Национально-культурные автономии в системе межнациональных отношений в Российской Федерации» провести по конкретным пунктам, а именно:

1. 20-летие принятия Федерального закона от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»: как это было.

2. Национально-культурные автономии в Российской Федерации: возникновение, современное состояние, перспективы развития.

3. Из опыта работы российских национально-культурных автономий.

В своем выступлении В.Ю. Зорин отметил важность принятия Федерального закона «О национально-культурной автономии» для развития нашей страны, становления институтов гражданского общества, стабилизации внутриполитического положения в государстве, укрепления межэтнического мира и согласия. Сегодня в стране создано около 1600 НКА, в том числе 19 федеральных и около 250 региональных. Их число продолжает расти, и это свидетельствует о том, что такая форма этнической самоорганизации оказалась в нашей стране востребованной.

С приветственным словом к участникам расширенного заседания обратились начальник Департамента национальной политики Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации Т.В. Вагина, заместитель руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.И. Сучков, консультант аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам национальностей К.В. Нерсесян, заместитель начальника Управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве Федерального агентства по делам национальностей, председатель национально-культурной автономии казахов Республики Татарстан, член Совета Ассамблеи народов Татарстана С.И. Джаксыбаев.

Они подчеркнули, что институты гражданского общества в нашей стране принимают активное участие в осуществлении государственной национальной политики, направленной на гармонизацию межэтнических отношений, развитие межкультурного диалога, упрочение единства российской гражданской нации. 20 лет назад Федеральным Собранием Российской Федерации был принят Федеральный закон N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», который 17 июня 1996 г. был подписан Президентом РФ. Институт национально-культурной автономии стал эффективным инструментом в реализации прав и свобод граждан в их национально-культурном развитии. Принятие Федерального закона сыграло значимую роль в деле гармонизации межнациональных отношений, укреплении и развитии межнационального диалога, он доказал свою действенность и результативность. Национально-культурные автономии стали равноправными партнерами федеральных и региональных властей, принимая активное участие в выработке и реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Своими воспоминаниями о разработке и принятии Федерального закона N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» поделились депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого, второго и третьего созывов, член фракции КПРФ В.И. Никитин (в 1996 г. занимал пост председателя Комитета по делам национальностей Государственной Думы РФ) и почетный Председатель Общественного совета МДН, заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ В.А. Михайлов (в 1996 г. занимал пост министра Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям).

Идея создания национально-культурных автономий в России как экстерриториальной формы самоопределения представителей российских народов появилась еще в начале XX века, однако пришедшие к власти большевики во главе с В.И. Лениным были принципиальными противниками идеи НКА, отстаивая лозунги национально-территориальной автономии. Однако в конце 1980-х гг. стало очевидным, что национальная политика требует внесения корректив. В декабре 1987 г. был создан подотдел национальной политики ЦК КПСС, а в 1988 г. на XIX партийной конференции КПСС впервые оказался поднят вопрос о возможности создания в нашей стране национально-культурных автономий. Однако советское руководство не поддержало это предложение.

С распадом Советского Союза, после долгих и трудных дискуссий и обсуждения, политики и эксперты в области национальной политики пришли к мысли о возможности внедрения в Российской Федерации института НКА. Тем не менее, и в Правительстве РФ, и в Федеральном Собрании было немало людей, скептически оценивавших возможность успешного создания и развития национально-культурных автономий. Проект закона «О национально-культурной автономии» не раз отправляли на доработку, однако в 1995 г. Государственная Дума РФ приняла его в первом чтении. Разработчики законопроекта смогли убедить все думские фракции в необходимости поддержать этот закон. В итоге 22 мая 1996 г. Федеральный закон N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» был принят Государственной Думой, 5 июня одобрен Советом Федерации и, наконец, 17 июня 1996 г. подписан Президентом России.

Реализация закона «О национально-культурной автономии» открыла новую страницу в истории государственной национальной политики России, во многом поспособствовав укреплению межнациональной обстановки в нашей стране, развитию диалога между властью и обществом.

Доклад «Национально-культурные автономии в Российской Федерации: возникновение, современное состояние, перспективы развития» представили ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук В.В. Степанов и ученый секретарь Исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, председатель РОО «Национально-культурная автономия «Белорусы Москвы», кандидат исторических наук, профессор О.В. Солопова. Докладчики отметили, что национально-культурные автономии успешно функционируют в нашей стране. Потенциал НКА очень велик: они участвуют в урегулировании и профилактике конфликтов на национальной почве, способствуют развитию межкультурного диалога, содействуют интеграции российских граждан, укреплению дружбы народов.

Само появление национально-культурных автономий стало результатом этнополитических процессов, развернувшихся в Российской Федерации после распада СССР. Страна переживала процесс этнического возрождения, возникновения национальных общественных организаций, подъема этнического самосознания народов России. В то же время возникала угроза территориальной целостности и национальной безопасности нашей страны. Оформившиеся национально-культурные автономии стали площадкой для развития общественных инициатив, самоорганизации представителей этнических групп. Государство поддерживало создававшиеся НКА.

Однако около трети всех НКА объединяют представителей всего трех народов РФ (татар, евреев, немцев), еще треть образованы представителям 15 других крупных национальностей. Большинство получают спонсорскую помощь из стран СНГ или российских национальных республик. В то же время НКА, созданные малочисленными народами, испытывают значительные трудности с финансированием.

При этом процесс создания новых НКА продолжается. За последнее время национально-культурные автономии демонстрируют тенденции к сближению друг с другом, расширяют контакты в области гуманитарного сотрудничества, проводят совместные мероприятия. Они выполняют позитивную, созидательную функцию в общественной и культурной жизни Москвы и России в целом.

В ходе расширенного заседания с сообщениями, посвященными опыту практической работы российских НКА, выступили генеральный директор Федеральной еврейской национально-культурной автономии, член Общественного совета МДН Е.А. Михалева, генеральный директор Общероссийской общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России» Б.А. Безпалько, председатель координационного совета Региональной общественной организации содействия сохранению этнокультурных традиций женщин «Форум женщин ЕврАзии» Р.М. Канапьянова, президент РОО «Общество азербайджанской культуры «Очаг», член Общественного совета МДН Т.Д. Меликов, президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии А.П. Керимов, председатель Федеральной польской национально-культурной автономии «Конгресс поляков в России» Г.Б. Романова, доцент кафедры национальных, федеративных и международных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ С.А. Пистрякова, председатель Совета Федеральной национально-культурной автономии «Белорусы России», член Общественного совета МДН С.Л. Кандыбович, председатель Высшего Совета Общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа», член Общественного совета МДН А.Б. Паскачев, президент Федеральной Грузинской национально-культурной автономии в России Г.Г. Цурцумия.

Выступающие рассказали об истории возникновения и функционирования национально-культурных автономий, их современном состоянии, реализуемых проектах и возникающих вопросах. Все докладчики оценили роль закона «О национально-культурной автономии» в деле укрепления межнациональной ситуации в России как исключительно позитивную. Они подчеркнули, что институт национально-культурной автономии позволил российским гражданам разных национальностей удовлетворять свои этнокультурные запросы, в том числе в области культуры и образования. Национально-культурные автономии сегодня принимают активное участие в решении задач государственной национальной и миграционной политики, включая адаптацию и интеграцию трудовых мигрантов.

Тем не менее, НКА сталкиваются с определенными трудностями при осуществлении своей деятельности, нуждаются в поддержке со стороны властей (в том числе финансовой). Также должен быть в полной степени отлажен механизм эффективного и равноправного сотрудничества власти и гражданского общества. Докладчики выразили надежду, что органы государственной власти окажут необходимую практическую помощь российским НКА.

Т.В. Вагина отметила важность развития партнерских взаимоотношений между органами государственной власти и национально-культурными автономиями. При этом НКА должны повышать эффективность своей работы, развивать взаимодействие с другими национальными общественными организациями, принимать участие в реализации социально значимых проектов. Необходимо уделить внимание развитию региональных и местных отделений федеральных НКА, вести правильный статистический учет и мониторинг положения дел в НКА. Со своей стороны, органы государственной власти открыты к диалогу с гражданским обществом и готовы оказать необходимую поддержку.

А.Н. Ненашев подчеркнул, что Федеральное агентство по делам национальностей в своей практической деятельности руководствуется Федеральным законом «О национально-культурной автономии», развивает тесные взаимоотношения с национально-культурными автономиями, организует совместные мероприятия, целью которых является укрепление единства нашей страны.

Подводя итоги, В.Ю. Зорин поблагодарил докладчиков и подчеркнул, что закон «О национально-культурной автономии» сыграл выдающуюся роль в гармонизации межнациональных отношений и внес значительный вклад в формирование единой российской гражданской нации, содействовал налаживанию конструктивного взаимодействия между властью и институтами гражданского общества. Сегодня перед нашей страной встают новые задачи и вызовы, требующие своевременного решения. Национально-культурные автономии должны принимать активное участие в реализации государственной национальной политики, в социально значимых мероприятиях, что послужит залогом дальнейшего плодотворного развития этого этнокультурного института.

В подготовке и проведении заседания принимали участие сотрудники МДН Н.Л. Пикинер, С.А. Орешин, В.В. Политов, А.Б. Зметная, Н.О. Онатий, Ф.Д. Соловей.