23 июня 2016 года в Московском Доме национальностей состоялась встреча c журналистами Турции по обсуждению проекта Фонда «Дань памяти» имени Мусы Джалиля «Диалог народов, конфессий и цивилизаций против экстремизма и насилия — ответ на вызовы современности».
Во встрече приняли участие: Шабанов Гаяр Халилович, президент Фонда «Дань памяти» имени Мусы Джалиля, член правления Международной общественной организации Общество «Россия – Германия», кандидат юридических наук, доцент, Фурс Александр Витальевич, вице -президент Фонда «Дань памяти» имени Мусы Джалиля, член правления Международной общественной организации Общество «Россия — Германия», историк, член Союза писателей и член Союза журналистов России, Шершнёв Илья Леонидович, заместитель начальника управления национальной политики и межрегиональных связей Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы, Гранков Олег Иванович, руководитель представительства Фонда «Дань памяти» имени Мусы Джалиля в Калининградской области, Дрожжин Алексей Борисович, заместитель директора ГБУ г. Москвы « Московский Дом национальностей», член Союза журналистов России, Фуад Аббасов, журналист Турции, экс -шеф-редактор московского бюро турецкого агентства «Ихлас», публицист, руководитель Центра информационных инициатив, Яшар Ниязбаев, корреспондент турецкого информагентства «Джихан».
Г.Х. Шабанов, президент Фонда «Дань памяти» имени Мусы Джалиля, открыл встречу поздравлением турецких журналистов со священным для мусульман России и всего мира месяцем Рамадан. При этом подчеркнул, что этот священный месяц способствует началу новых добрых дел и обращения к вечным ценностям ислама, установления духовного мира и согласия.
Таким добрым и значимым делом является сотрудничество и участие СМИ, общественности как «мягкой силы», их объединение в противодействии идеологии ИГИЛ, в профилактике экстремизма и терроризма, особенно в молодёжной среде.
В прошлом, высоко организованным европейским и всемирным злом стал нацизм, овладевший сознанием большой части Германии, принёсший бесчисленные жертвы и разрушения в Европе. Президент России В.В. Путин, Госсекретарь США Керри, другие государственные и общественные деятели дали определение, что идеология ИГИЛ равнозначна идеологии нацизма Германии, который напал на Советский Союз 75 лет назад.
Участникам встречи в связи с этим был представлен фильм «Колокола памяти» в формате проекта Фонда имени «Мусы Джалиля» и в связи с 75-й годовщиной начала Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Соавтор сценария этого фильма — А.В. Фурс, вице -президент Фонда «Дань памяти» имени Мусы Джалиля.
Г.Х. Шабанов, А.В.Фурс , И.Л. Шершнёв, О.И. Гранков, А.Б. Дрожжин, с российской стороны и турецкие журналисты Фуад Аббасов, Яшар Ниязбаев рассмотрели проект Фонда «Диалог народов, конфессий и цивилизаций против экстремизма и насилия», как мировоззренческую базу дающую возможности широкого международного сотрудничества СМИ и общественности России, Турции, Германии и других стран в противодействии насилию, экстремизму и терроризму.
В России проект Фонда «Дань памяти» имени Мусы Джалиля направлен против экстремизма, замыслов и действий насильственного изменения конституционного строя, имеет целью содействовать сохранению целостности многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации. А также проект сориентирован на противодействие публичным оправданиям терроризма, «подогреванию» интереса к идеологии терроризма, его прямой и косвенной романтизации, особенно в среде молодёжи.
Мировоззренческая база реализации Проекта — духовное наследие народов России, Германии, Турции, стран СНГ и Евросоюза, традиционных конфессий, воззрений и трудов известных философов и богословов, в том числе Имануила Канта, известного российского философа Александра Зиновьева, Великого шаха суфиев Идриса Шаха.
Суфизм в исламе отразил все цивилизационные и гуманитарные основы Корана и является основой диалога с мировой философской и богословской мыслью, не имеет противоречий и находит общее в греческой и индийской философией. Суфизм отражает базовое мировоззрение как суннитов так и шиитов.
Признание суфизмом иудаизма и христианства, как предшествующих исламу мировых религий создаёт основу для диалога народов и цивилизаций, успешной совместной деятельности. Положение о развитии суфия через развитие и просвещение — создаёт базу также для обучения и интеграции мусульманской молодёжи и людей среднего возраста в европейских странах.
В Проект Фонда активно вошёл со своими предложениями и опытом Залим Тарковский, потомок руководителей — суфистов Акуша-Дарго, Дагестан, кандидат экономических наук, медиа-менеджер агентства Гестифут (Криштиану Рональдо).
Фонд выступает инициатором реализации этого проекта, поскольку в Уставе Фонда изначально заложен диалог народов, конфессий и цивилизаций, в Попечительский Совет Фонда. В Попечительский Совет Фонда изначально входят представители трёх традиционных конфессий: Патриархата Русской православной церкви, Верховный Муфтий, Председатель Центрального духовного управления мусульман России, Президент Федерации еврейских общин России.
Фонд имеют значительный опыт общественной и международной деятельности, деловые, творческие и профессиональные международные связи, реализуемые, прежде всего в Германии; совместно с Международной общественной организацией Общество «Россия – Германия» по развитию диалога народов, конфессий и цивилизаций в России и Германии. Учредители, руководство и Попечительский Совет Фонда, его партнёры имеют широкие возможности для реализации проекта в России и за рубежом, приглашения к участию в диалоге представителей СМИ и общественности Турции, турецкой диаспоры в России и в Германии.
Участники встречи подчеркнули, что Россию и Турцию связывает длительный период дружественных отношений, тесного сотрудничества в сфере экономики, туризма, существует значительное количество русско-турецких и турецко-русских семей и выразили уверенность, что былые отношения, прерванные трагедией со сбитым российским самолётом-бомбардировщиком и гибелью российского пилота, будут неизбежно восстановлены усилиями руководства двух стран.
Турция и Германия взяли на себя высокую историческую ответственность за урегулирование проблемы с мигрантами – беженцами при поддержке и участии других европейских стран и прежде всего Германии. Активное участие в решении этой проблемы может сыграть и Россия, имеющая значительный и успешный опыт межнациональных и межконфессиональных отношений. Всё это создаёт условия для подключения к процессу урегулирования проблемы с мигрантами в Германии, странах Европы «мягкой силы» — журналистов, общественных организаций и структур. Следует подчеркнуть, что участие СМИ, общественности, народной дипломатии как «мягкой силы» в противодействии идеологии ИГИЛ, профилактике экстремизма и терроризма при этом является знаковым.
Участники встречи констатировали, что считают возможным пригласить Центральное духовное управления мусульман России, представителей потомок руководителей — суфистов Акуша-Дарго (Дагестан), мусульманского духовенства из числа суфиев Турции и Сирии к диалогу и участию в Проекте Фонда в Германии, а также признали целесообразным приглашение духовенства из турецкой диаспоры в Германии.
Современная ситуация: мигранты — мусульмане признают несомненные достижения европейского научно – технического прогресса и производства, ценят социальные блага и гарантии, социальную защищённость всех живущих в Европе, в том числе и мигрантов. Поэтому в массовом порядке покидают свои страны, с риском для своей жизни и жизни своих детей пересекают моря и попадают в Европу. Но мигранты – мусульмане попадают в не благоприятную для них мировоззренческую, цивилизационную среду.
Важным аспектом цивилизационного идеологического противоречия и противостояния мигрантов и современного европейского общества, является отход права, законодательства, моральных норм и принципов этого общества от основ христианства. Отход от ориентации на традиционную семью и её ценности, стремление в Европе сделать искривление естественной сексуальной ориентации нормой и взять это под защиту и опеку государства сексуальные меньшинства, регистрация однополых браков, образ жизни европейцев создают трудно преодолимый вакуум во взаимопонимании мигрантов и граждан Европы.
Граждане Европы, как мужчины, так и женщины, не исповедующие христианских и общечеловеческих ценностей уже не имеют для мигрантов морального авторитета. Ислам, в частности суфизм, признаёт иудаизм и христианство как предшествующие исламу две мировые религии, Но норм и запретов христианства в жизни Европы уже нет, поскольку страны Европы, в основном, де-факто стала постхристианскими. Нет протестов и возражений против публикации карикатур на Иисуса Христа, а публикации карикатур на пророка Мухаммеда ещё больше увеличили дистанцию во взаимопонимании мигрантов и европейцев. Просматривается парадоксальная ситуация: для того, чтобы создать базу взаимопонимания мигрантов — мусульман и европейцев, надо восстановить ценности христианства, вернуть их и сделать нормой европейской общественной жизни. Успехи цивилизации, дел рук человеческих в научно-техническом прогрессе, экономике, сельском хозяйстве, медицине сделали акцент на веру в силу человека, а не Бога.
Угроза новых террористических актов, их подготовки и реализации, антиисламские проявления, антисемитизм, русофобия в европейских странах, расширение атмосферы недоверия и ощущения опасности от миграционных процессов, возрождение правого радикализма, возрастание насилия в общественной жизни ставят вопрос о необходимости нового уровня диалога народов, конфессий и цивилизаций.
В этой связи Фонд разрабатывает проект ежегодного Форума в городе Калининграде «Кёнигсберг — Калининград: диалог культур и цивилизаций против насилия и экстремизма» с участием знаковых общественных структур, потомков героев и участников движения Сопротивления нацизму в Европы и противодействия терроризму в современных условиях.
При проведении ежегодного Форума будет использован потенциал продюсерского Центра Фонда и состоятся выступления творческих, в том числе фольклорных коллективов, выставки художников, конференции, «круглые столы» по темам развития и изучения русского и других языков стран Европы,
Именно низкий уровень образования и популизм праворадикальной пропаганды, романтизация терроризма особенно среди тех, кто не удовлетворён своим общественным положением и жизненной ситуацией. Свои проблемы, личную жизненную неустроенность представители социальных групп не имеющие профессионального образования, живущие случайными заработками, низко престижной и низко оплачиваемой работой рассматривают как социальную несправедливость, как ситуацию, созданную против них обществом и людьми, с которыми можно и надо бороться путём террора.
Главная цель тех, кто готовит террористов оторвать их от реальной жизни и внушить главное: ты – шахид и главное воздаяние и награда ждут тебя после смерти, ты совершив теракт, став смертником обязательно попадёшь в рай. И поэтому жизнь и всё остальное для террориста уже не имеет значения.
Есть противоречия между старыми и новыми мигрантами в Европе, как между мусульманами жителями крупных городов и спустившимися из горных селений в России –именно они более расположены к тому чтобы стать шахидами — смертниками. То есть борьба с вербовкой и пополнением рядов террористов прежде всего образовательная и цивилизационная проблема. И эта проблема принципиально решаема путём диалога, вовлечения в образовательный процесс, в общественную жизнь, спорт, получение работы.
Разовыми встречами, посадкой аллей дружбы, велопробегами и автопробегами, акциями не имеющими системы и глубокого, эффективного содержания невозможно пресечь насилие, экстремизм и террор.
Определены две тенденции, которые необходимо учитывать в противодействии вербовки молодёжи из числа мусульман в ИГИЛ, участия их в террористических актах:
- менее образованные, не подготовленные в мировоззренческом плане молодые люди, получившие низкооплачиваемую и не престижную работу, не имеющие профессии и общественного значимого статуса, склонны свои неудачи рассматривать как социальную несправедливость со стороны общества и людей среди которых они живут. И поэтому примыкают к праворадикальным силам, производящим насилие и готовящим террористические акты против общества
- более образованные и подготовленные молодые люди из числа исламской молодёжи предрасположены и примыкают к суфизму, к созидательной деятельности.
Необходима монотонная ежедневная упорная работа по получению мигрантами профессиональных знаний и профессии, учёба без навыков привитых к ней с детства в школе, в которой многие мигранты не учились, жизнь в семье, которая с трудом выживала в постоянной борьбе за выживание.
Представители Фонда, его представители и партнёры, неоднократно отмечали, отметили и на этой встрече — причина цивилизационных конфликтов мигрантов и граждан Европы не ислам, а недостаточное знание мигрантами и европейцами фундаментальных основ ислама, которые наиболее значимо выражены в суфизме. Суфизм в исламе является равнозначным протестантизму в христианстве, который ориентирует и направляет верующих на созидательный, постоянный труд как основу их жизни.
Ещё одним важным моментом и условием успеха Проекта Фонда является участие, ответственность и реализации возможностей татарской общественности, татар, как второго государство образующего народа России в диалоге народов, конфессий, цивилизаций: в России и за рубежом. Татарские диаспоры есть во всех европейских странах, Союзы татар и общественные татарские организации действуют в Германии, в Бельгии, Голландии, Польше, Венгрии. В России татары проживают практически во всех регионах. В Турции проживают более 10 тысяч поволжских татар и более 4,5 миллионов крымских татар.
Участники встречи рассмотрели двоякую роль современного телевидения: с одной стороны постоянно идут программы с осуждением насилия и экстремизма, с другой стороны идёт подробн «смокование» убийств и целых программ по истории убийств, сериалы и даже мультфильмы для детей. Так в нашу жизнь незаметно проникает и утверждается мысль что экстремизм и насилие – это обычная жизненная ситуация.
Темы экстремизма и насилия прочно вошли в арсенал информационного, идеологического противоборства и если какая-то негативная информация запущенная случайно или преднамеренно попадает в СМИ, в Интернет, то она сразу усваивается миллионами, а об опровержениях узнают лишь тысячи.
Гости и участники из Турции подчеркнули, что Фонд делает благое дело, но если Фонд не поддержат и он не получит массированной поддержки информационной поддержки, то его усилия останутся правильной, важной, значимой но всё же каплей в безграничном информационном море. Турецкие журналисты выразили одобрение, поддержку проекту, выразили готовность в нём участвовать.
Участники встречи также говорили о знаковой роли Московского Дома национальностей и Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы в реализации актуального Проекта, участии в нём многочисленных диаспор города Москвы, среди которых должна появиться и турецкая диаспора.
Турецким журналистам была подарена коллективная монография с предисловием Сопредседателя Попечительского Совета Фонда Гарееева: «Роль технологий «мягкой силы» в информационном, ценностно-мировоззренческом и цивилизационном противоборстве», посвященная исследованию феномена «мягкой силы» в современной мировой политике и практике международных отношений. А также книга стихов Мусы Джалиля, героя Сопротивления нацизму, на татарском языке и книга Азиза Капкаева «Иссинские татары в Великой Отечественной войне», изданные в городе Пензе.
Г.Х. Шабанов, А.В.Фурс, И.Л. Шершнёв, О.И. Гранков, А.Б. Дрожжин, с российской стороны и турецкие журналисты Фуад Аббасов, Яшар Ниязбаев подвели итоги встречи и выразили уверенность, что проект Фонда послужит делу консолидации и объединения всех прогрессивных СМИ и общественных организаций против идеологии и политики насилия и экстремизма.