Создание художниками мизансцен с тяжелой жизнью многонационального народа – это стало обычным в творчестве передвижников. На общественное обозрение передвижниками были вынесены такие работы, как «Христос в пустыне» И. Н. Крамского (2-я выставка, 1872/1873), «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, «Встреча иконы» К. А. Савицкого, «Витязь на распутье» В. М. Васнецова (6-я выставка, 1878), «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова, «Крах банка» В. Е. Маковского (9-я выставка, 1881), «Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина, «Меншиков в Березове» В. И. Сурикова, «Неизвестная» И. Н. Крамского (11-я выставка, 1883), «Не ждали» И. Е. Репина (12-я выставка 1884), «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «На бульваре» В. Е. Маковского (15-я выставка, 1887), «Всюду жизнь» Н. А. Ярошенко (16-я выставка, 1888/1889), «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина (17-я выставка, 1889/1890), «Тихая обитель» (19-я выставка, 1891/1892), «Над вечным покоем» И. И. Левитана (22-я выставка, 1894/1895). Лучшие произведения приобретались П. М. Третьяковым и составили основу Третьяковской галереи. Необходимо вспомнить и сатирическую живопись П. Федотова, В. Перова.