Новыми явлениями в живописи были кубофутуризм, супрематизм К. Малевича и его учеников, конструктивизм, аналитическое искусство школы П.Н. Филонова, органическое движение школы М.В. Матюшина. Важную роль сыграли выставки 1910-х годов. Несмотря на многообразие концепций, в авангарде можно выделить два главных вектора, которые не столько отрицают, сколько дополняют друг друга. Например, вектор Малевича — мироустроительный: речь идет уже не о преобразовании искусства, но о преобразовании мира через форму и цвет. Малевич — безусловный харизматик и великий стратег, он подходит к своей деятельности как человек демиургической воли — с намерением изменить все. А рядом существуют разные формы органического авангарда — ненасильственного, призывающего не менять природу, а прислушаться к ней: у Матюшина, Филонова, отчасти у Татлина. Сюда относятся и пейзажи, портреты, натюрморты художников из объединений «Бубновый валет», «Ослиный хвост», УНОВИС и других.