Московский ВХУТЕМАС реализовал концепцию новой художественной педагогики, аккумулирующей формальные достижения новейших течений в искусстве. Уже на первых порах ВХУТЕМАС собрал крупнейших представителей авангардных течений 1910-х. Индивидуальные мастерские в разные годы на живописном факультете возглавляли В.Д.Баранов-Россине, А.А.Веснин, А.Д.Древин, В.В.Кандинский, И.В.Клюн, П.П.Кончаловский, П.В.Кузнецов, А.В.Лентулов, И.И.Машков, Н.А.Певзнер, Л.С.Попова, А.М.Родченко, Н.А.Удальцова, Р.Р.Фальк, А.В.Шевченко, А.А.Экстер; на скульптурном – А.С.Голубкина, Б.Д.Королёв, А.М.Лавинский, И.М.Чайков; на архитектурном заявили о себе как о новаторах И.А.Голосов, Н.В.Докучаев, В.Ф.Кринский, Н.А.Ладовский, К.С.Мельников; на производственных факультетах преподавали В.Е.Татлин, Л.М.Лисицкий, В.Ф.Степанова. Специфика ВХУТЕМАСа заключалась в его нетрадиционной структуре, объединявшей факультеты творческой направленности (живописный, скульптурный, архитектурный), производственные (полиграфический, металлообрабатывающий, деревообделочный, текстильный, керамический) и общий для всех специальностей пропедевтический курс – Основное отделение, сформировавшееся окончательно к 1923 г. из подготовительных отделений разных факультетов. Такая структура и единые педагогические установки, которые пытались разработать и утвердить во ВХУТЕМАСе, должны были по идее организаторов обеспечить создание общей пластической основы для всех видов пространственных искусств и формирования предметно-пространственной среды человека. Мы поговорим об идеях и реализованных проектах авангардистов разных национальностей. Большое значение имела новая культурная политика Наркомпроса, в ведение которого входили все культурно-гуманитарные сферы: образование, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи.