Московский дом национальностей | Семинар по культуре кочевых народов: кочевники Аравийского полуострова (шатер бедуинов) и кочевники Тибетского нагорья (тибетская палатка) в рамках проекта «Палитра культур»
Семинар по культуре кочевых народов: кочевники Аравийского полуострова (шатер бедуинов) и кочевники Тибетского нагорья (тибетская палатка) в рамках проекта «Палитра культур»
 06 апреля 2024  ГБОУ школа № 1321 «Ковчег» Семинар по культуре кочевых народов: кочевники Аравийского полуострова (шатер бедуинов) и кочевники Тибетского нагорья (тибетская палатка) в рамках проекта «Палитра культур»

В ГБОУ «Школа № 1321» прошёл семинар по культуре кочевых народов: кочевники Аравийского полуострова (шатёр бедуинов) и кочевники Тибетского нагорья (тибетская палатка) в рамках проекта «Палитра культур», организованный отделом по работе с молодёжью Московского дома национальностей.

В начале семинара для гостей состоялось чаепитие. Гости попробовали национальные блюда: монгольский чай, конина и оленина, курут (тюркский, персидский, а также монгольский сухой кисломолочный продукт из сушёной сузьмы).

Экскурсовод Музея кочевой культуры и эксперт семинара по культуре кочевников Аравийского полуострова пригласила гостей в шатёр бедуинов. Жилище бедуинов тёмное, в полумраке, так как они проживают в пустыне. Бедуинов называют «живущий в пустыне» или «живущей пустыней» и «люди чёрных шатров». Обязательно перед входом в жилище разуваются. В Ветхом завете жилище называется «Куща». Такие непростые условия требовали от бедуинов приспособления, женщины принимали тоже участие в построении жилища, ткали крышу. Крыша бедуинов покрывалась из меха чёрных коз, а для укрепления использовались колючки акации. Акация – священное растение у бедуинов, даже используется в духовных практиках у кочевников. Для благоустройства жилища требовалась всего пятнадцать-двадцать минут.

Жилище разделялось на женскую и мужскую стороны. Женская часть шатра – «махрам» и мужская часть – «махат». У мужчин-бедуинов развито личное пространство, посторонние не приходят просто так в жилище, но если гость попросит воды, ему не имеют право отказать, и впускают в жилище, угостив водой. Если же гость желанный, ему предлагают чай, кофе, и гость должен соблюсти правила этикета и раньше трёх стопок чая или кофе не уходит. Бедуинский кофе имеет свойство вариться 18 часов без перерыва. Гостеприимство свято для всех кочевников Аравийского полуострова.

Одежда бедуинов — это заострённая обувь, что защищает ноги от раскалённого пустынного песка, длинная рубашка галабея, сверху накидка и платок куфия с чёрным обручем из конского волоса, так как такой волос крепкий и защищает против сабель. Платок покрывает лицо мужчин и женщин, что помогает оправиться от песка в пустыне, и соблюдаются правила общения женщин и мужчин. Женщины и мужчины, встретившись случайно, не смотрят друг другу в глаза и находятся поодаль друг от друга.

 Женщины даже надевают украшение на платок, которое закрывает лицо и оставляет лишь открытыми глаза. Зимняя одежда бедуинов делается из тёплой верблюжей шерсти.

В завершение семинара о кочевниках Аравийского полуострова слушателям загадали бедуинские загадки.

В перерыве между семинарами гости пришли на чаепитие, на этот раз чаепитие прошло под алтайское звучание. Урсул Аныев-Очурдяпов исполнил алтайские песни, изобразив обряды в танце и рассказав про них. Алтайский обряд приветствия — погладить себя по голове, женщины могут по волосам, поприветствовать каждого. Артист исполнил народный гимн Республики Алтай, традиционные песни «Аттар», «Монкунен аккан Кара-Суу», «Курен Кус».

Следующий шатёр, встречавший гостей – тибетская палатка. Экскурсовод Музея кочевой культуры и эксперт семинара по культуре кочевников Тибетского нагорья рассказала гостям, что, в отличие от традиций бедуинов, где есть чёткое разделение, где находятся мужчины и женщины в жилище, то у народов Тибета это не является обязательным.

Ведущая рассказала историю про создание Тибетского нагорья, местное население, монахов, народную письменность и религии. Известная мантра, распространённая на Тибете и до сей поры «Ом мани падме хум» избавляет от всего негатива. По легенде «Ом» — священный звук, когда на Будду нападал слон, тот сказал «Ом» и слон упал на колени перед ним. Есть разные мантры: любви и сострадания, мудрости, учения, которые читают монахи.    

Разные божества (Будды или Бодхисаттвы) существовали в Тибетском нагорье. Между ними были и вражда, и недопонимания. Распространённая религия буддизм раньше не являлась основной. Изначально на Тибете существовала древняя религия Бон, а буддизм ввели со временем, проходя через период феодальной войны. В буддизме распространён обряд простирания (поклоны) и обязательно прохождение по кругу вокруг священной ступы, называется «кора».

В тибетском нагорье существовали помимо кочевников ещё земледельцы – называли их щинпа («щин» — поле). В долине они выращивали ячмень, а кочевники приносили мясо и молочные продукты.

Местная одежда народов Тибетского нагорья — халат «чупа», в котором есть большой карман, в котором носят даже маленьких коз, овечек и маленьких детей. Женский костюм «чупа» можно носить в летнее время без рукавов, а мужские «чупы» обязательно все с рукавами; чем больше карман и различные украшения на нём, то тем больше богатства.

108 – божественное число Тибета. 108 книг есть на Тибете. Тибетская письменность очень древняя, из 100 раз неправильно произнести мантру можно лишь 8 раз. Девушки даже делают 108 косичек, 58 одевают как парик, остальные 50 заплетают из своих волос. Тибетский язык чем-то похож по грамматике на корейский язык, но достаточно непрост в изучении. Хотя в обиходе простые слова как мама или папа, переводятся на тибетский язык «ама» и «апа»; солнце – «нима», а луна – «даба».