Московский дом национальностей | Навруз по-узбекски отметили в Московском доме национальностей
Навруз по-узбекски отметили в Московском доме национальностей

В последнее время Навруз становится и частью многонациональной культуры российской столицы.

Немалая заслуга здесь принадлежит Московскому дому национальностей (МДН), в очередной раз отметившему Навруз, в 2017 году – по-узбекски.

Одежда ручной работы, керамика Риштана, мастер-класс по изготовлению куклы Зухры (узбекской Венеры), уроки узбекского танца.  Любимица публики, не только узбекской, но и московской, народная артистка Узбекистана Наталья Нурмухамедова, ансамбль «Гульдаста», студия узбекского танца  «Ракс».

На правах гостеприимного хозяина гостей и участников праздничного концерта сердечно приветствовал директор МДН Владимир Тарасов. Он вручил участникам выставки творческого союза художников «Рассам» благодарственные грамоты и памятные подарки от имени татаро-башкирского союза художников выступил Эдуард Шагеев.

Весеннее блюдо сумаляк

Севаре Эрназаровой 13 лет. Родилась она в Узбекистане. Последнее время живет в Москве, где конечно же продолжает сохранять традицию Навруза.

«В Навруз принято готовить традиционное праздничное блюдо сумаляк из пророщенной пшеницы, масла и муки», – рассказывает Севара, – «Говорят, что сумаляк дает силу и счастье. Особой счастливой приметой считается найти в этом блюде орешек или камешек. Но, важно соблюдать не только технологию приготовления блюда, но и традицию, которая строго воспрещает ссориться, ругаться или спорить во время приготовления сумаляка. Люди верят, что если готовить и кушать сумаляк дружно, в хорошем расположении духа, то лад и согласие будут жить в семье целый год».

По словам заведующей отделения культуры РОО «Узбекское содружество Москвы Ольги Ширшовой, культурное наследие Древней Персии еще сберегается в некоторых уголках Узбекистана, например в Хорезме или в Ургенче, где есть даже памятник древнейшей книге человечества Авесте.

Однажды Ольге Ширшовой даже довелось побывать на зороастрийской свадьбе, когда отец, провожая дочь-невесту в дом ее мужа, вручил ей светильник – прообраз домашнего очага, который она будет хранить в своем новом доме.

Про сумаляк, вкусный, дающий силы и счастье журналисту издания «Гражданские силы.ру» рассказала и Елизавета Вартаньян – полуармянка-полурусская. Она нашла себя в узбекской культуре.

Любопытна подробность, Елизавета сказала, что у них сумаляк принято готовить махалёй (дружная женская компания). Но, сам сумаляк, возможно, придумали в Средней Азии. В Древней Персии обязательным блюдом были сами проростки пшеницы.

Дар Заратустры

По древнеперсидской традиции в Навруз обязательно на столе должны быть проростки пшеницы.

Прорастание – важнейший период в жизни семени. Проросток набирает силы от Солнца, и чтобы выжить, предельно мобилизует свою жизненную силу, продуцируя огромное количество витаминов и микроэлементов. Человек не может реагировать на стресс сходным образом, продуцируя нужные вещества в себе, поэтому восполняет их недостаток с пищей. В период прорастания, семена пшеницы обладают огромным энергетическим потенциалом, который можно использовать для лечения, оздоровления, омоложения. Сегодня медики наблюдают поразительные эффекты от употребления пророщенных семян – восстановления цвета поседевших волос, значительное улучшение состояния кожи и ногтей. Проростками сейчас всерьез занялись специалисты в индустрии красоты.

А вот наши далекие предки не употребляли много научных слов, зато не забывали употреблять в пищу проростки пшеницы и сумаляк.

Узбекский народный танец – неисчерпаемый ресурс фитнеса

Эти встряхивания кистями довелось видеть прежде на одном из занятий по фитнесу – это было упражнения для расслабления мышц рук. Наблюдая же за уроком Назиры Тюленевой (урок прошел с огромным успехом) невозможно было не признать, что движения узбекского народного танца не только красивы, но и очень полезны для поддержания естественной подвижности в суставах, эластичности мышц, хорошей координации движений, равновесия, быстроты и точности. А если делать все это под чарующую восточную музыку, то польза и удовольствие здесь неразделимы.

Владимир Гвоздев: «Я этнический русский, но Навруз считаю своим праздником»

Владимир Гвоздев — художник во втором поколении, член Союза художников РФ, проживший более 50 лет в Казахстане, последние три года живет в Москве.

На выставку в МДН Владимир Гвоздев принес только те картины, которые он написал по памяти (не с натуры и не по фотографиям) – пейзажи родного Казахстана, где даже в советское время, ежегодно праздновался Навруз. Запомнилась традиция жертвоприношения, когда резали барашка и мясо раздавали неимущим, социально незащищенным людям, чтобы в Навруз и они могли покушать вволю.

Красивая вышивка «сюзане» украшала стены концертного зала, куда пришли певцы и танцоры из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана и других стран и землячеств, например Крыма, который представляла Хайма Джафар из турецкой диаспоры России. Иранский танец, азербайджанская рапсодия и многое другое, соединенное в единое культурное пространство Навруза.

Справочно

Праздник «Навруз» отмечается как государственный – в Иране (Древняя Персия эпохи зороастризма считается истоком традиции Навруза), Индии, Турции, странах Средней Азии, на территории РФ – в Татарстане, Башкортостане, Дагестане и др. В 2009 году ЮНЕСКО, а в 2010 Генассамблея ООН, официально придали празднику общечеловеческий статус.